21 августа 1911г. перед дворцом в Павловске толпился народ. Играла музыка и горели бенгальские огни. Все ждали приезда молодых — в этот день венчался первенец в.к. Константина Константиновича, Иоанн.
По традиции, молодожёнам поднесли хлеб-соль и с иконой проводили в покои. И лишь одно происшествие омрачило столь желанное для князя торжество. Во время праздничного обеда раздался грохот. По неизвестной причине свечи из люстр одна за другой стали падать на пол. Погасло множество огней, и зал погрузился во тьму. Позже этот случай неоднократно вспоминали в семействе Романовых и называли роковым знамением в судьбе князя императорской крови.
Мистические предначертания словно преследовали Иоанна с самого рождения. Великий князь Константин Константинович часто приходил в детскую, чтобы посмотреть на безмятежный сон своего первенца. Он написал для сына нежную, но в то же время тревожную колыбельную «В тихом безмолвии ночи». Словно догадывался о его дальнейшей жизни.
Первенец, как и мечтал его отец, появился на свет накануне Иванова дня. Поэтому ребенка нарекли в честь пророка — Иоанном. Дома родители ласково звали сына Иоанчик. Он с пелёнок любил, когда его носили в храм. Подрастая, юный князь сам стал горячо молиться перед иконами, и обижался если его уводили до окончания службы.
Домашних тревожила впечатлительность Иоанчика. Он до слез боялся медвежьей шкуры в кабинете Константина Константиновича. Но ещё больше малыша пугала требовательность отца. На своего первенца великий князь возлагал большие надежды, но, как на зло, науки ребенку давались с трудом. До шести лет он не мог держать в руках карандаш. На нервной почве ребенок, словно медведь лапу, стал сосать руку.
Братья не воспринимали Иоанна как старшего. Уж слишком он отличался от остальных мальчишек. Их занимали солдатики, а князь любил храмы больше, чем парады. К тому же, из-за своего простодушия он не раз становился мишенью для шуток.
«Мы смеемся над Иоанчиком. Он немного не развит и думает, как дитя. Но совести у него за нас за всех»,— писал его мл.брат Олег.
Впрочем, учителя отмечали в нем идеальный слух и хвалили игру на рояле. Однажды, будучи под впечатлением от церковного хора, Иоанн повторил мелодию на фортепиано. Затем попытался сочинять сам. К ликованию князя, его первый труд «Милость мира» был исполнен в домовой церкви, в Пасхальную ночь.
В 17 лет Иоанчик признался обожаемой матери, что думает о женитьбе. Но беда в том, что предметом его мечтаний стала дочь императора Николая II, великая княжна Ольга.
Когда мы были на крестинах цесаревича, я пришел от нее в такой восторг, что и сказать не могу. Прямо-таки — огонь да ветер! Кудри вьются, глаза сверкают! Однако для таких дум я ещё молод, и за тем, она — царская дочь.
Молодой князь мечтал быть героем для своей возлюбленной. Он жаждал подвигов в военной славе. Но, прибыв в расположения полка оказался чужим. Иоанн не участвовал в кутежах, зато не пропускал ни одного молебна в церкви. Товарищи потешались над его благообразностью, а застенчивый Иоанн не умел отражать колкости. Князь понимал, что его считают каким- то чудаком в царском семействе.
Отчаявшись завоевать сердце Ольги Николаевны Иоанн написал отцу:«Мне одному жить без жены очень тяжело. И в обществе бывать трудно. Мое несчастье в том, что я открытый и доверчивый. Я никогда не был в связи с женщиной и дал обет Богу, что и до свадьбы не буду.
Однако в 24 года в жизни князя произошло невероятное. Его впервые полюбила девушка! Во время прогулки 20 летняя Любовь Нарышкина призналась князю, что про себя называет его Иоанчиком. На другой день барышня сказала ему «Дорогой мой». В смятении Иоанн Константинович тут же бросился к отцу и попросил благословения жениться на Нарышкиной. Великий князь был вне себя от выходки сына: продолжатель царской фамилии мог взять в жены только представительницу царственной династии.
Но среди владетельных домов Европы оказалась лишь одна подходящая кандидатка, сербская королевна Елена Карагеоргиевич.
Елена Петровна была на два года старше князя, но выросла в православной вере и знала русский язык. К тому же отец Елены во внешней политике ориентировался на Россию. Династический брак мог укрепить власть Карагеоргиевичей в Сербии, а Романовым позволил бы усилить свое влияние на Балканах.
Иоанн был покорен чувством такта невесты. Вскоре он отправил матери сообщение, что «нашел картину». За ним последовало«купил бриллиант». Что означало: помолвка состоялась.
После свадьбы молодожёны поселились в Павловске. Общие идеалы и вера так сблизили супругов, что Иоанн заявил:«если любимой жены не станет, он точно уйдет в монастырь».
Окрылённый князь вернулся к давней страсти — духовной музыке. Он создал свой церковный хор. Услышав певчих на литургии император Николай II признал его прекрасным. Однако истинной похвалой для князя стало одобрение отца. Именно его хор великий князь выбрал для постановки своей драмы «Царь Иудейский».
В январе 1914г. Иоанна ждала еше одна радость, жена подарила ему сына Всеволода. Младшие Константинович подтрунивали над религиозностью Иоанна, и говорили, что его сын родится с кадилом в руке.
Спустя полгода маленький Всеволод остался на попечении августейшей бабушки. Его молодые родители уехали на фронт. Россия заступилась за Сербию и ввязалась в Первую Мировую войну.
Вскоре русская армия подошла к Кенигсбергу. За храбрость Иоанн получил орден Святого Владимира и Георгиевское оружие. Однако награда принесла князю немало горечи, ведь война забрала у него гораздо больше. Безрассудная смелость погубила брата Олега, потом в бою пал муж его сестры Татьяны. Сердце Константина Константиновича не выдержало таких утрат. Великий князь скончался летом 1915г.
После Октябрьского переворота сербский посланник предлагал князю и его семье выехать из России, но князь решительно отказался. В марте 1918 года большевики опубликовали распоряжение о выселке князей из Петрограда. Елена Петровна оставила детей свекрови и добровольно отправилась с мужем в ссылку.
Вскоре пленников перевели в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. Решив, что мужу ничего не угрожает, Елена Петровна добилась разрешения навестить детей в Петрограде. По дороге она узнала, что князьям ужесточили режим. Она пыталась вернутся к мужу, но была арестована.
На Урале распространялись слухи, что Романовы бежали из Алапаевска. Сербскую принцессу обвиняли в организации побега князей и держали в тюрьме. Секретарь, арестованный вместе с княгиней, видел как она скучает по мужу и упросил надзирателя нарвать цветов, растущих на поле за тюремным окном.
21 августа, в день семилетней годовщины свадьбы, не зная что мужа уже нет живых, Елена Петровна получила букет алых маков.
В ночь с 17 на 18 июля 1918г. царских родственников вывезли из Алапаевска. Узникам говорили, что доставят в безопасное место. Вскоре остановились у заброшенного рудника. Иоанна подвели к провалу, и ударив по голове обухом топора, сбросили в шахту. Князю было 32 года.
Всего за день до этого в Екатеринбурге была расстреляна его первая любовь, великая княжна Ольга Николаевна.
Елена Петровна провела в заточении полгода. Ее свекрови удалось перебраться с внуками и младшими детьми в Норвегию.
Оттуда Елизавета Маврикиевна хлопотала о судьбе невестки. Под давлением сербского и норвежского посольств княгиню отпустили, и она навсегда покинула Россию. Первое, о чем спросила княгиня, прибыв за границу, было «где мой муж?» Услышав, что его больше нет, она потеряла сознание.
Елена Петровна больше не выходила замуж. До конца дней уединенно жила в гостиницах. Она решила, что больше не будет устраивать дом, куда никогда не придёт её князь, Иоанн Константинович.
3,6