Второго июля 2021 года на 87 году жизни скончался Николай Алексеевич Сличенко - национальное культурное достояние нашей страны. Великий самородок и самоучка, которые рождаются раз в столетие. Один из самых ярких знаков культурного кода великой страны.
Шестилетний цыганский мальчик видел, как зимой 1942 года в Харькове его отца гитлеровцы повезли на расстрел в числе других цыган и евреев. И отец из кузова грузовика успел выбросить свою шапку. А перед этим его отец, который по паспорту значился украинцем отдал свой паспорт своему другу еврею Саше, и тот смог спастись. А через полгода, зимой 1943 г., после освобождения Харькова, возле домика, где жил маленький Коля со своей семье остановился грузовик и тот самый еврей дядя Саша, уже лейтенант Красной Армии, привез им бесценное сокровище - три мешка картошки.
А потом Николая отправили к дальним родственникам в цыганский колхоз. Заметив в Николае талант артиста, цыгане с каждого двора собрали по полмешка пшеницы, полученные на трудодни, и продали на базаре. На вырученные деньги Николаю купили билет и он поехал в 1951 г. в Москву, в цыганский театр "Ромэн". Билет в один конец, так как Николай не имел права вернуться ни с чем.
Шестнадцатилетний парень с ОДНИМ классом образования, не знающий ни одного стихотворения, на просмотре он только и смог рассказать несколько строф из стихотворения "Белеет парус одинокий", которое любила повторять его мать, так спел и станцевал, что один из ведущих артистов "Ромэна" Сергей Шишков воскликнул: "Ну, вот, наконец то, мне есть замена."
К середине шестидесятых Николай Сличенко был самым популярным исполнителем на советской эстраде. С ним мог сравниться по популярности только Муслим Магомаев. Были тогда на эстраде и другие известные цыганские исполнители. В одно время со Сличенко был очень популярен семейный цыганский дуэт Рады и Николая Волшаниновых. Но "главным цыганом СССР" был именно Николай Сличенко.
Необыкновенный голос, природное обаяние и артистизм. При этом, в отличие от других цыганских исполнителей, он выступал не в традиционном цыганском наряде, а в строгом концертном костюме, что не мешало ему лихо отплясывать при исполнении песен и романсов.
Непременный участник всех праздничных правительственных концертов. всех "Голубых огоньков", очень мало снимался в кино, всего несколько эпизодов и одна главная роль. Огромная загруженность в театре, где на нем держался весь репертуар, не позволяла ему надолго отлучаться.
Самой известной его киноролью считается роль красного котовца Петри Бессараба из знаменитой "Свадьбы в Малиновке". Фильм 1967 г. очень часто показывают по ТВ. Но там у Сличенко роль второго плана. А был в его биографии и фильм, где он сам был режиссером - постановщиком и исполнителем главной роли. Телевизионный фильм - музыкальная комедия "Мой остров синий". На экраны этот фильм вышел в 1972 г. и очень редко показывался, а ныне вообще мало кому известен.
Фильм достаточно уникален. Это экранизация итальянскоq музыкальной комедии драматургов Гаринеи и Джиованни "Rinaldo in campo", "Ринальдо в поле", музыку написал знаменитый итальянский эстрадный композитор и певец Доменико Модуньо. Музыкальная комедия была написана в 1961 г. к столетию легендарной высадки "тысячи краснорубашечников" под командованием Джузеппе Гарибальди на Сицилии.
Главным героем пьесы является благородный разбойник, сицилийский Робин Гуд, Ринальдо Черный Дракон.Он грабит богатых и раздает добычу бедным. После высадки Гарибальди на Сицилии Ринальдо под влиянием своей возлюбленной баронессы Анджелики примыкает со своим отрядом к гарибальдийцам. Главную роль в спектакле пел и играл сам Доменико Модунью.
Эта пьеса под разными названиями - "Черный дракон", "Ты герой, я герой!" и т.п. через несколько лет была поставлена во многих театрах оперетты СССР. Прекрасная музыка, занимательный сюжет обеспечили ей большую популярность. Поставлена пьеса была и в Театре "Ромэн." Главную роль Ринальдо играл Николай Сличенко. А в 1972 г. Сличенко экранизировал этот спектакль.
Это первое появление благородного разбойника Ринальдо, который проникает в дом баронессы Анджелики.
Ринальдо представляется гарибальдийцем, который собирает деньги для войск Гарибальди. Баронесса сама сторонница Гарибальди и с огромным удовольствием жертвует тысячу золотых на революцию.
А потом завязывается любовная интрига. Влюбленная в Ринальдо баронесса хочет переманить благородного разбойника на сторону Гарибальди. Но не так все просто. Попробуй этого лихого красавца заставить сделать то,что он не хочет.
Сличенко в этом фильме необыкновенно красив и обаятелен. Но самое главное, конечно же, прекрасные песни Доменико Модуньо в исполнении великого певца.
А это авторское исполнение этой песни Доменико Модуньо.
И еще одна песня для сравнения исполнения Сличенко и Модуньо. В чью пользу сравнение - решайте сами.
Это единственный фильм, где у Сличенко такая большая роль. Фильм очень яркий, красочный. Смотреть одно удовольствие.
И нельзя, кончено, не упомянуть о романсах в исполнении Сличенко. И самый главный его романс - "Очи черные".
Это запись с Новогоднего "Голубого огонька" 1965 г. Здесь Сличенко поет для своей жены, ведущей актрисы Театра "Ромэн", звезды азербайджанского кино конца 50-х годов Тамиллы Агамировой, с которой он прожил до самой своей смерти 61 год. Когда Сличенко в середине 60-х годов решил поступить на режиссерский факультет в ГИТИС, его образования - студия при Театре "Ромэн", было для этого недостаточно. А так у него был всего один класс начальной школы. Поэтому суперзвезда советской эстрады и театра пошел учиться в вечернюю школу рабочей молодежи. А вместе с ним за парту села и его жена Тамилла, у которой было два высших театральных образования.
И еще один необыкновенный случай был связан у Николая Сличенко с другим романсом - "Письмо матери" на стихи Сергея Есенина. Мало кто назовет автора музыки к этому поразительнейшему произведению. Когда в начале 30-х годов все связанное с творчеством Есенина подвергалось критике, композитор А.К. Глазунов, в одной из дискуссий с противниками лирической музыки, сказал о песне «Письмо к матери»: «Я бы подписался под этой мелодией! Это- русская «Ave Маria». Вот так надо писать!».
А автором музыки является русский советский композитор Василий Липатов. Бывший прапорщик царской армии, участник Первой Мировой войны, бывший красный командир во время Гражданской войны. Будучи в 1924 г. студентом Ленинградской консерватории, познакомился с Сергеем Есениным и создал цикл песен на его стихи в т.ч. "Письмо матери", "Клен,ты мой опавший", "Цветы мне говорят прощай", "Корабли плывут в Константинополь" и др. Песни, ставшие народными.
Лучшим исполнителем "Письмо матери" признан Николай Сличенко. Во время одного из концертов племянница Василия Липатова подарила Сличенко старую фотографию композитора с надписью: "Он писал для Есенина, Есенин писал для него, но первый и единственный, кто исполнил это так, как хотели они оба, — Николай Алексеевич Сличенко. На память ему».
А 8 ноября 1982 г. Сличенко участвовал в правительственном концерте, посвященном очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции. В первом ряду сидел Л.И. Брежнев. Министр культуры П.Н. Демичев подошел за кулисами к Сличенко и передал просьбу Брежнева, чтобы певец спел "Письмо матери".
А я давно этой песни не пел, слова подзабыл. «Что-то я побаиваюсь, — отвечаю, — а вдруг собьюсь?». Демичев мягко меня остановил: «Ну, Леониду Ильичу-то отказывать не будем». Я кивнул: «Конечно, не будем», и когда спел, Брежнев, будучи, как мне рассказывали, совсем уже больным, — его поддерживали! — встал, поднял руки, развел их над головой и со слезами кричал: «Спасибо!»
А через два дня Л.И.Брежнев умер.
4 июля 2021 Николая Алексеевича Сличенко похоронили на Троекуровском кладбище в Москве. Земля пухом великому артисту и вечная ему память.
Пишите комментарии. Подписывайтесь на наш канал. Ставьте лайки.