Фильм Л. Гайдая "Бриллиантовая рука" я очень любила как в детстве, так и сейчас люблю. Его можно пересматривать бесконечно и он никогда не надоест. Он прекрасен, это шедевр и классика на все времена.
Но еще в детстве мне казалось очень обидным и несправедливым, что Семен Семенович так и не поддался на чары Анны Сергеевны. Хотя бы разок). И остался со своей скучной и нудной женой Надей и как будто ее любит даже.
Мне безумно нравилась С. Светличная в этой своей знаменитой роли роковой красотки. И казалась действительно фантастически красивой. Я не понимала, как можно устоять перед такой женщиной. И мне совсем не нравилась жена Семена Семеновича в исполнении Н. Гребешковой. Категорически не нравилась.
Я считала, что с такой женщиной жить - скука и тоска. Ну что она - ходит в халате, в каких-то кудряшках коротких. Что-то там варит-гладит, ну да, дети чистенькие, ухоженные, дом в порядке. Но как женщина она же никакая.
А Семен Семеныч в исполнении нашего любимого Ю. Никулина, он хоть и персонаж комический, слегка нелепый, но мужчина милый и обаятельный. Неужели он не достоин лучшей доли, кроме как нудной жены-домохозяйки?
В детстве я не все свои ощущения могла объяснить, конечно. Но пересматривая много раз этот фильм уже в сознательном возрасте, я поняла, почему мне так не нравилась Надя Горбункова.
Надя - это образ типичной советской женщины. Правильной, домовитой, очень порядочной. Но при этом ужасно и совершенно неправильно ведущей себя со своим мужчиной.
Все помнят начало фильма, когда семья провожает Семен Семеныча в круиз. У него пытается взять интервью корреспондент, но Надя даже слова не дает сказать мужу. Лезет вперед, отвечает все за него. Сразу дает понять, что лидер в семье - это она. Мужа выставляет недотепой-подкаблучником.
И дальше весь фильм она в своем репертуаре. В образе подавляющей жены. Она как надсмотрщик, учительница младших классов и строгая мать одновременно. И все это по отношению к своему мужу. Именно у таких жен раньше мужчины просили рубль на обед, а потом пропивали всю зарплату.
Именно такие жены приходили жаловаться в партком на загулявшего или уже ушедшего из семьи мужа. И возвращали ведь часто, как провинившегося пуделя на поводке. Ну время такое было, моральный облик строителя коммунизма обязывал.
Когда жена так давит, все контролирует и постоянно стремится встать сверху, счастливый брак невозможен. Могут держать дети, общая жилплощадь, чувство долга перед семьей и страх потерять партбилет. Но тогда в знак протеста мужчина начинает выпивать. Или все-таки уходит, встретив другую женщину. Более легкую и интересную, не давящую ежесекундно на мозг.
Считаю, что в реальной жизни героиня Н.Гребешковой не была бы в счастливом браке. Не Анна Сергеевна, так другая нашлась бы. Не женщина, так друзья-собутыльники. Кстати, даже в фильме Семен Семеныч легко поддается на приглашение нового друга Кеши посидеть в ресторане. А дальше - было бы больше и чаще. Хоть какая-то отдушина от вечно зудящей и достающей жены.
Эпизод, где Надя пытается разбудить спящего после возлияний в ресторане мужа. Как она его трясет, тянет за ноги, заводит будильник... Всем смешно, это и правда комично снято. Но ведь и в этой сцене уважения к мужчине ноль.
Почему она считает возможным так грубо его будить, почему он обязан перед ней отчитываться: откуда то, откуда се? По фильму она вроде вообще домохозяйка, значит муж ее полностью содержит. А ведет Надя себя как явный доминант.
Образ такой жены не придуман сценаристами. Он очень реален, к сожалению. В советское время таких Надь было много. Но они и сейчас есть. Это в кино хороший конец и Надя остается с мужем. Но в жизни, особенно в наше время, мало кто будет терпеть рядом таких спутниц. Если только ради общих детей и недолго.
Но вот ведь что характерно. Когда муж уходит от такой жены, окружающие недоумевают. "Ну надо же, от этой порядочной, верной, хозяйственной женщины взял и ушел к какой-то там". Ну да, функции домработницы и матери детей она выполняла хорошо. Ну а где там женщина? Для души, для нежных чувств, для релакса и искры?
А нет ее. За этим фасадом "хорошей жены и матери" женщина-контролер и вечный штурман, которая и сама не умеет быть счастливой, и мужчине не дает счастья.