Во Франции второй половины 19 века, когда на сцену искусства выходит импрессионизм, творили два великих художника – новатора Клод Моне и Эдуард Мане. Так кто же все - таки написал знаменитый «Завтрак на траве»? Эдуард Мане или Клод Моне? И, оказывается, картины то две!
Эдуард Мане - французский художник, пытался реализовать смелые новаторские идеи в рамках традиционной живописи. Широко используя приемы импрессионизма, он всегда стремился к академическим традициям.
«Художник должен писать, что он видит», говорил Мане и такой подход роднит его с художниками – реалистами. В 1862 – 1863 годах художник пишет большое полотно с фигурами в натуральную величину «Завтрак на траве».
Сюжет картины и правда ошеломляет, тем более по меркам второй половины 19 века. На поляне среди леса, двое мужчин и две женщины решили устроить пикник. Одна из женщин, полностью обнаженная, поддерживая рукой подбородок, смотрит прямо на зрителя. Ее прямой взгляд кажется чрезмерно откровенным, вызывая у зрителя чувство неловкости, словно он застает его подсматривающим в замочную скважину.
Мане оставляет женщину без одежды и одевает мужчин в современные костюмы, возникает контраст, который делает картину достаточно терпкой. Рядом с женщиной, мы видим все, что нужно для пикника – корзинка с фруктами, серебряная фляжка с вином… рядом лежат шляпки и платья женщин. Вдалеке из воды выходит женщина. В перспективе фигуры, искажения, скорее всего преднамеренные. Фигура купальщицы кажется по масштабу такой же, как и другие фигуры, расположенные на переднем плане.
Картина выставлялась в Салоне в 1863 году, и вызвала большой шквал критики. Образовалась трещина разделяющая академизм и современное искусство.
Клод Моне считается основателем импрессионизма. После того как Мане, написал свою скандальную картину, (и чтобы зрители не путали двух известных мастеров, а это случалось довольно часто) Клод Моне решает написать свою версию «Завтрака на траве».
Клод задумал написать полотно для выставки в Парижском салоне 1866 года. Работал художник в 1865 – 1866 годах на пленэре в лесу Фонтенбло. Первоначально, написав меньший вариант картины, Моне берется за полотно большого формата. Это был холст высотой и длиной 4 на 6 метров.
На картине мы видим компанию из двенадцати человек, которые расположились на травке в яркий солнечный день. Мужчины и женщины, нарядно одетые, решили устроить в лесу пикник. На белоснежной скатерти разная вкусная еда и бутылки с вином или водой. Если хорошо присмотреться, то на дереве на переднем плане мы увидим сердечко. Так Клод выразил свою любовь к Камилле. На картине мы видим приятную дружескую беседу и веселое летнее настроение. Моделью для женских фигур послужила возлюбленная Моне - Камилла. Для мужских фигур - его друг Фредерик Базиль. В отличие от «Завтрака на траве» Мане, картина выглядит вполне благопристойно по тем временам. Но, как не спешил Моне закончить картину к Салону 1866 года, он не успел. Поэтому художник принимает решение расплатиться ею за жилье в Аржантее.
В 1884 году Моне выкупает картину и разрезает ее на три части. Одна часть была испорчена из-за неправильного хранения в подвале. Остальные две части попали в музей Орсэ.
Меньший вариант картины в 1904 году был куплен русским коллекционером Сергеем Щукиным и сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
«Завтрак на траве» Эдуарда Мане находится в музее Орсэ в Париже.
Дорогие читатели, а вам какой из двух «Завтраков на траве» нравится больше всего?
Чем больше лайков, тем больше интересных статей!
Всем добра и искусства!