Найти тему
Серый Пёс Петербург

На левом берегу Невы

МИФЫ И ОБРАЗЫ ПЕТЕРБУРГА

На левом берегу Невы

Серый Пес Петербург

Ах, Невский… Всемогущий Невский! Н.В.Гоголь

Гравюра Николаса де Фера 1717 год. А Невская ,,першпектива,,-то прямая...
Гравюра Николаса де Фера 1717 год. А Невская ,,першпектива,,-то прямая...

Невская перспектива

Итак, мы двигаемся дальше. По городу Санкт-Петербургу времен Петра Великого. С Заячьего острова на Петербургскую сторону, с нее на Васильевский остров и теперь пришло время перейти на левый берег Невы.

Точнее, переплыть. Мостов нет совсем, никаких. Пока нет. Но это дело недалекого будущего. Мы об этом еще расскажем. А пока плывем…

И попадаем к Адмиралтейству. Оно уже построено. Но совсем не так, как мы привыкли его видеть. Это корабельные верфи, пакгаузы, склады, сухие доки. Все, естественно, деревянно-земляное.

Вокруг него рабочий поселок, домишки мастеровых, офицерские мазанки, казармы солдат и матросов. Все застроено хаотично, без планов.

И вот рождается идея. Навести порядок. Сделать длинную и прямую дорогу, соединяющую Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру. А точнее, просто монашеский скит( Лаврой он станет много позже). А еще точнее, соединить излучину Невы дорогой.

И началось рождение Невского проспекта, Невской першпективы, как тогда говорили. И сразу же, не успели первые лопаты уйти в грунт, начали рождаться мифы и легенды. Легенды Невского проспекта.

Гравюра работы де Фера 1717 года показывает абсолютно прямой отрезок, а сама перспектива в реальности идёт под углом. Нынешние Невский и Староневский.

Хотя, никакого Староневского проспекта никогда не было, и быть не могло. Это один проспект - Невский. Он был таким всегда. Не прямым. И во времена Екатерины Великой, и во времена Пушкина и Гоголя, и сейчас.

И родился миф о том, что у Петра Алексеевича дрогнула рука. И прямая не получилась. Постеснялся поправить? Не думаю. Не был Царь Петр застенчивым.

Современники об этом знали и придумали другой миф. Строили на глазок. С одной стороны рубили просеку монахи, а с другой - пленные шведы. Так получилось, случайно…

Но, если эта версия сошла тогда, то сейчас она не жизнеспособна. Не рубили просеку в глухом лесу. На шведской карте 1690 года, за тридцать лет до описываемых событий изображена… дорога.

Вдоль левого берега Невы шел тракт, ставший потом Шлиссельбургским проспектом, а ныне проспектом Обуховской обороны. Дорога раздваивалась, одна шла вдоль берега Невы, а вторая двигалась в сторону Новгородского тракта, ныне Лиговского проспекта. И уже оттуда, если провести прямую, от Знаменской (Восстания) площади, аккурат попадаешь по-прямой к Адмиралтейству. Вот она - прямая Невская першпектива. Правда, с небольшим углом.

Если эта версия верна, то начало ровной, линейной застройки Петербурга было предопределено немного раньше. Опираясь на уже существующие пути, ставшими сейчас проспектами.

А гравюра де Фера? Так это не план, это мечта! К счастью, планы Петра, разработки Трезини-Леблона, не осуществились.

Не тот город привиделся Петру, который есть сейчас. Он приказал заложить город, но он его не строил. И не планировал. А как строили Петербург, город, который мы видим сейчас, расскажу дальше.

Подписывайтесь на наш канал! Вас ждет много интересного!