Многострадальный проект добрался до домашних экранов. История появления на свет этой версии довольно долгая. В двух словах: Снайдер снимал «Лигу», произошло несчастье с его дочерью, он ушел из проекта, фильм доснимал Джосс Уидон («Мстители»). На выходе получилось абсолютно тупое кино, которое невозможно смотреть. «Лига справедливости» 2017 года был одним из тех редчайших случаев, когда я ушел из кинотеатра, не досмотрев до конца.
Что касается моего отношения к Снайдеру, то все довольно сложно. Когда-то я пошел на «300 спартанцев», не ожидая от фильма вообще ничего, ушел в восторге, потом я смотрел «Хранителей», но мне показалось дико уныло, а много лет спустя, когда я пересмотрел, то стал считать его одним из лучших фильмов по комиксам, который смело входит в мой топ, думаю, что он очень недооценен. «Запрещенный прием» был разовой историей для меня, мол глянул и забыл.
Но потом произошло Это. Снайдер сел в режиссерское кресло «Человека из стали», а продюсером был Кристофер Нолан, можно ли было мечтать о большем? Столько надежд, а какой был трейлер великолепный…
Казалось, что будет шедевр, не меньше, с отличным визуалом, большим бюджетом, интересным сюжетом, драмой, да и в целом взрослая история, а не вот это все. По итогу вышло то, что вышло. Сюжет подавался каким-то обрывками, все самое интересное осталось как будто за кадром, Ханц Циммер не поразил, а финальные бои заставляли зрителя устать, плюс ко всему еще и глупости хватало, не условности, а именно каких-то нелогичных моментов, до сих пор помню момент с ураганом... Актеры были нормальные, но в целом фильм оказался средним. Ну было и было, в общем-то я ждал следующий проект режиссера, чтобы понять, либо он еще может, либо уже все. И тут анонсируют «Бэтмэн против супермена». Боже! Какой был хайп… Впервые два героя встретятся.
Тогда уже был фильм по «Мстителям» и DC вовсю хотели угнаться за Marvel. Я на полном серьезе считаю, что Бэтмэн и Супермен в одном кадре куда круче, чем все эти Мстители вместе взятые, ведь персонажи куда более культовые, тем более, что они должны были сойтись в поединке, но думаю, что это была ошибка. Не стоило их сводить в прямой конфликт вот так сразу, в первом же совместном фильме. Это можно было постепенно разыграть и оставить для будущих проектов, а сценарно постепенно к этому подвести. Но кто меня слушает в Ворнер бразерс-то? Первые тизеры подогревали накал, особенно мощный момент для меня, где Бэт стоит со снайперской винтовкой, типа охотник, круто же — охота на Супермена — дерзко, смело.
И казалось DC нащупали свое. Вместо веселых мотивов Marvel в противовес нам дают мрачный кинокомикс с крутым визуалом от режиссера, который может сделать все как надо, а вместо солянки из 10 героев нам выкатывают артиллерию в виде двух, но каких! Снова надежды, снова ожидание революции в мире кинокомиксов, снова думал, что вот сейчас Снайдер покажет как надо. Как долго я ждал, буквально считал дни. А потом вышел фильм. Ну вы наверняка смотрели. Тупость на тупости, нелепый Бэтмэн, хотя Аффлек старался, и даже в роли Брюса выглядел достойно, но в роли Бэтмэна смешно. Хореография боев ужасна, Лекс Лютор был каким-то клоуном, а финальный долгожданный бой длился почти ничего, и закончился неимоверно тупо. А потом еще появилось это чучело с хреновой графикой, потом подлетела чудо-женщина под нелепые мотивы Ханца Циммера(да, этот саундртрэк считаю очень плохим)…И…О Боже... Об этом всем больно вспоминать.
После такого никаких надежд на режиссера уже не было. Не знаю, откуда у него столько фанатов до сих пор после этих фильмов. В любом случае от «Лиги» я не ждал ничего, к тому же понятно, что если с двумя героями не управились, то с большим количеством тем более не выйдет. У Marvel в этом плане все было куда лучше. Каждого основного героя они представили в сольных фильмах, а в «Мстителях» уже занимались отношениями между персонажами(не глубоко, ну как смогли, это же Marvel, они не про это). А тут надо было всех быстро вытащить, всех быстро собрать, быстро накидать проблему и начать ее решать. Этот фильм был обречен. Потому не было ничего удивительного в том, что «Лига справедливости» 2017 года вышла таким дерьмовым трешем. Я не искал виновных, был ли это Снайдер, или Уидон, или руководство Warner bros., тут уже все равно, потому что ерунда началась задолго до «Лиги». Дальше я не припомню хронологию событий, но то ли отбитые фанатики начали плакать и просить версию Снайдера, то ли прошел слух, что Снайдер вообще все хотел иначе, то ли то, что его творчеству не давали свободу на Warner bros., в общем не суть, появилась «легенда» о том, что у Снайдера есть своя версия «Лиги справедливости», она длиннее, толковее, лучше и т.д. И вот спустя несколько лет, мы, наконец, узрели версию Зака Снайдера.
Итак, что вас ждет: четыре часа фильма, много новых кадров, формат только 4:3, потому на многих экранах картинка будет казаться урезанной, а еще более толковое повествование и отсутствие тупорылых кривляний как в версии 2017 года.
Я всегда был за более длительный хронометраж, особенно в таких фильмах, но надо понимать, что в таком виде фильмы не могут позволить себе выходить в большой прокат. Как же режиссер распорядился столь редкой возможностью? События разворачиваются более размеренно, а не наспех, сцены более расширены, а не урезаны, но при этом персонажам все равно не хватает времени раскрыться, все они дико страдают из-за отсутствия нормальных сольников. В героях одна из важнейших частей их истории — это история становления. Так вот, тут этих историй просто нет. Вот персонаж, вот его способности. Процесс сбора команды все так же ощущается условно. А мотивы, что движут Брюсом все так же глупы, мол «я чувствую», «мне так кажется», «я обещал Кларку», «мне тут Лекс нашептал». Каким-то мистическим образом Брюс ощущает угрозу нашему миру и вот решает действовать. Выходит у него так себе, но все меняется, когда его подозрения подтверждает Чудо-женщина(они уже знакомы с фильма «Бэтмэн против Супермена»). Вот у нее уже более весомое доказательство угрозы. Пока Брюс занимался ерундой, амазонки и атланты бились с угрозой в лице Степного волка — иноземный захватчик, который служит Дарксайду(один из главных злодеев Лиги по комиксам, что-то вроде Таноса из Мстителей). Он пытается собрать три куба(снова привет «Мстители») воедино, по одному у амазонок и атлантов, и один у людей. Что видно, так это то, что Снайдер глобально работал над вселенной. Т.е. есть атланты, есть амазонки, были боги, все они когда-то бились бок о бок с людьми против Дарксайда в далеком прошлом. Есть еще моменты, которые расширяют вселенную. Под водой, например, атланты переговариваются между собой посредством звуков, напоминающих общение косаток. Таким образом Снайдер закладывает глобальные идеи во всю вселенную Лиги. Многие его идеи потерялись, как в сольнике про Аквамена, где все спокойно разговаривают друг с другом под водой как обычно. Или в сольниках про чудо-женщину, где старым богам уделено минимум времени. В одной из дополнительных сцен(в черно-белой версии)Джокер называет Бэтмэна Брюсом, т.е. они знакомы по задумке Снайдера, но кем они друг другу приходятся мы уже не узнаем, хотя личная история это, на мой взгляд, очень правильное решение, только так можно объяснить принципиальную вражду между этими героями, а не тем, что один очень серьезный, а второй клоун. Сам Бэтмэн в бою все так же пускает крюки и особо ничем помочь не может, разве что за счет дорогих «игрушек». Что касается персонажа Киборг, то тут все так же плохо. Он, как и раньше, плох дизайном, плох исполнением(имеется ввиду компьютерная графика), да и в целом выглядит блекло. Костюм Флэша ничем не изменился, все так же плох, но сам персонаж забавный. Вот и получается, что основную работу делают Аквамен, Чудо-женщина да Супермен. У Кларка, кстати, черный костюм просто огонь. Это пока лучший костюм для супермена, что я видел. Но надо сказать, минута славы будет у каждого героя, особенно у Флэша. Хореография боев у Чудо-женщины намного лучше, чем в тех же сольниках, музыка гораздо лучше, даже у самой героини, наконец сменилась идиотская композиция на что-то более вменяемое, тема амазонок звучит хорошо, да и в целом мне понравилась арка про амазонок и их сражение со Степным волком. А вот над Атлантидой и атлантами, а также их сражении особо не заморачивались.
«Лигу» 2017 года я не досмотрел, но люди говорят, что в целом сюжет остался тот же, оснований не верить нет, потому что ничего замысловатого за четыре часа не было, все довольно просто, только размеренно. Что касается режиссерского решения сделать формат 4:3, то Снайдер объясняет все довольно просто, ему нравится формат для кинотеатров IMAX, а кадр в этом формате выглядит не растянутым, а именно таким, каким хотел режиссер. Но я все равно так и не привык к квадрату за эти четыре часа. Помимо цветной версии Зак выпустил еще и черно-белую. Как он сам говорит, именно эта версия и считается каноном в его видении. Понятно, что черно-белая версия скрывает многие визуальные неровности фильма, как например Киборг тот же. Но в целом не вижу смысла мучать себя четырьмя часами черно-белого фильтра. Разве что, в этой версии есть дополнительные несколько минут беседы Бэтмэна и Джокера, о которой я упомянул выше(Джокер есть и в цветной версии, но его меньше, да его в целом на экране-то минуты полторы от силы можно увидеть), которые можно посмотреть на Youtube, именно там Джокер и называет Бэтмэна Брюсом. Фильм разделен на 6 глав и один эпилог, именно в эпилоге и происходит появление Джокера в исполнении Джареда Лето. Не понимаю, почему до его Джокера люди так любили докапываться в «Отряде Самоубийц»(его первое появление). Такое ощущение, что если не пытается забрать Оскар в этой роли, значит сыграл хреново. По факту просто в том фильме не было нормального хронометража у персонажа, но это проблема не актера вовсе. Но тут он предстает в менее пафосном образе, без кучи татуировок, а зрителем был принят положительно, хотя, как я уже писал, его тут на 2 минуты от силы за все 4 часа.
В целом сам эпилог по большей части оставляет больше вопросов, типа «зачем» и «для чего». Потому что тут явный намек на продолжение, а некоторые сцены вставлены как будто для того, чтобы просто быть. Особенно это смотрится странно теперь, когда Warner открыто заявляет, то не собирается продолжать вселенную Снайдера. Их понять можно. Более-менее толковый материал получился спустя хреналион лет, с огромным раздутым бюджетом, лишь только досъемки потребовали около 70 млн. $, да еще и хронометражом на 4 часа. При этом фильм все равно далек от крутого кино. Но раз посмотреть можно. Хотя, читая отзывы и наблюдая среднюю оценку в 8 баллов из 10 от зрителя, надо думать фильм людям все-таки очень понравился. Не могу сказать, что мне он не понравился, все же я отсидел все 4 часа, а желания выключать его не было. Но для меня это разовая история(которую в общем-то не стыдно посмотреть), правда нет ни одной причины её пересматривать. Что касается Снайдера, то веры в него особо нет, фильм я посмотрел уже давно, а вот мнение написал только сейчас, за это время вышел фильм «Армия мертвецов» от того же Снайдера для Netflix.
И это нелепый фильм, про который даже писать не хочется. В общем, Снайдер остается нестабильным, а я от него много ждать не буду. Что вызывает уважение в нем, особенно на фоне недавнего скандала, где заявили что супергерои не занимаются сексом, то что Снайдер считает каноном версию, где все-таки занимаются и даже выложил картинку на тему в своем твиттере.
Т.е. где-то внутри он видит эту вселенную через призму, где есть место крови, сексу и более мрачным тонам, что похвально. Вот только в современных реалиях такого подхода к фильму по комиксу не видать.