Найти тему
Кино и книги

"Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Тишина": 3 советские экранизации книг писателя-фронтовика Юрия Бондарева

Оглавление

Юрий Бондарев, участник Великой Отечественной войны, закончивший ее младшим лейтенантом-артиллеристом, награжденный двумя медалями "За отвагу", в своих романах и повестях не менее смело поднимал проблемы, актуальные не только для военного времени.

Советское кино достаточно часто и достоверно переносило его произведения на экран. Хочу напомнить и предложить вашему вниманию некоторые из них.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Батальоны просят огня" 1985 г. 4 серии.

1943 год. Летний среднерусский пейзаж у реки, лес, дорога. Внезапно из леса выбегают немецкие солдаты и в спешке переправляются на другой берег. За ними под громкое "ура!" наступают наши. Подъезжает на конной тяге артиллерия.

Старший лейтенант Кондратьев разворачивает свои установки, чтобы бить вдогонку отступающему противнику. Белозубый, улыбчивый красавец - ординарец комполка Жорка Витьковский, верхом вылетает на берег и начинает палить в воздух: "Ура, ребята, Днепр наш!"

Советские войска вышли к Днепру и теперь перед ними стоит нелегкая задача форсировать его и развить наступление на западном берегу. В решении этой проблемы столкнулись два мнения комдива Иверзева и комполка полковника Гуляева.

Первый намерен начать переправу немедленно, второй предпочел бы дождаться ночи, во избежание крупных потерь. Два батальона 85-го стрелкового полка, под командованием майора Бульбанюка и капитана Максимова, задействованные в операции давно не пополнялись.

В армии побеждает мнение старшего по званию. Наступление назначено через два часа. Гуляев выезжает на линию фронта, контролировать выполнение задачи. Переправа проходит, в целом, неудачно - за противоположный берег зацепилось два взвода, остальные вернулись назад.

Сбежавший из госпиталя капитан Ермаков прибывает в свою батарею. Гуляев, относящийся к нему как к сыну, (они знакомы еще с боев за Сталинград) задерживает капитана в штабе на момент первой, неудачной атаки. Во время второй попытки, батарея Ермакова должна поддерживать огнем батальон Бульбанюка.

Кадр из многосерийного фильма "Батальоны просят огня". Полковник Алексеев (Геннадий Фролов) и капитан Ермаков (Александр Збруев).
Кадр из многосерийного фильма "Батальоны просят огня". Полковник Алексеев (Геннадий Фролов) и капитан Ермаков (Александр Збруев).

Задача батальонов взять в клещи город Днепров, обойдя его выше и ниже по течению и с флангов поддержать планирующееся после проведения артподготовки наступление. Ситуация и планы командования изменятся. Оба батальона будут оставлены без поддержки, в качестве отвлекающих средств, а прорыв фронта противника начнется в другом месте.

То что так красиво и умно выглядит на карте, на практике оборачивается гибелью конкретных знакомых людей. Война всегда тяжела и опасна, но оказаться брошенной врагу жертвой, вместо того, чтобы стать авангардом наступления, невероятно горько и обидно. В такую ситуацию и попадают два обреченных батальона. Единицы, как капитан Ермаков, вернутся из боя.

В повести Бондарева много персонажей и сюжетных линий, она показывает войну с точки зрения и высших командиров, и рядовых солдат. Конфликт в разнице отношения к руководимым ими человеческим ресурсам у гуманного Гуляева и схематично мыслящего Иверзева перетекает в рискованный вызов Ермакова, обвиняющего комдива в неоправданной жестокости.

Поддержка батальонов хоть небольшими силами артиллерии бы могла уменьшить потери. Между тем и Иверзева нельзя однозначно считать отрицательным героем, как это делает в запале Ермаков.

Достоверность и знание материала составляет большое достоинство прозы Бондарева и, полагаю, экранизация, в этом смысле, тоже не подвела.
Прекрасные актерские работы Александра Збруева (капитан Ермаков), Олега Ефремова (полковник Гуляев), Александра Галибина (старший лейтенант Кондратьев), Вадима Спиридонова (полковник Иверзев), Игоря Скляра (ординарец Витьковский), Владимира Кашпура (майор Бульбанюк) и многих других известных и любимых советских актеров.
Очень душевная песня "Минуты тишины" в исполнении Николая Караченцова звучит под аккордеон в заключительных титрах каждой серии.

"Последние залпы" 1961 г.

Война заканчивается. Наши уже вышли к Одеру, а в Карпатах на границе с Чехословакией стоит стрелковая батарея капитана Новикова. Обстановка спокойная, никаких военных операций не предвидится и в подразделении царствует тихий расслабон.

Связист транслирует лирическую музыку, положив радионаушники в каску, чтобы звуковая волна концентрировалась, бойцы слушают. В землянке первого взвода шумно справляют день рождения лейтенанта Овчинникова и вовсю разливают, пригласив для украшения праздника санинструктора Леночку.

Молодой, но суровый командир Новиков пить за виновника торжества отказывается и закатывает весельчакам нагоняй. Только вернувшись с проверки боевой готовности подразделения и растянувшись на койке он может позволить себе улыбнуться. Хороша все-таки мирная жизнь.

Внезапно начинается артобстрел, а Новикова требуют к командиру дивизиона, где он узнает, что немцы прорвали окружение и движутся к городу Марице, в окрестностях которого словацкие партизаны подняли восстание.

Кадр из фильма "Последние залпы". Капитан Новиков (Юрий Назаров).
Кадр из фильма "Последние залпы". Капитан Новиков (Юрий Назаров).

Новиков получает задание занять с орудиями высоту у дороги, вблизи от места прорыва и бить прямой наводкой по танкам противника. Местность вокруг почти сплошь заминирована еще немцами, а теперь наши саперы закрывают последние проходы, чтоб замкнуть ловушку.

Танки или будут рваться в полях на минах или, свернув на дорогу, попадут под артобстрел, но и у наших положение неважное: позиция их для танков как на ладони. Почти нет пехотного сопровождения, только где-то рядом окапываются чехи.

Картина как бы распадается на две части: первую, наполненную чувством близкого завершения войны и вторую, где война возвращается, собирая свой последний урожай.

Вторая часть картины состоит из военных эпизодов, в которых капитану Новикову, приходится принимать нелегкие решения. На нем ответственность и за исход боя, и за подчиненных. Во время коротких передышек чувство вины, любовь, надежда захлестывают его душу, но каждый раз нужно брать себя в руки и приносить все в жертву необходимости.

Приходится принимать рациональные решения, ломать собственную натуру, поскольку суровый и жесткий капитан на самом деле добрый и совсем еще не живший молодой человек.

Кадр из фильма "Последние залпы". Санинструктор Лена (Валентина Куценко) и разведчик Горбачев (Михаил Козаков).
Кадр из фильма "Последние залпы". Санинструктор Лена (Валентина Куценко) и разведчик Горбачев (Михаил Козаков).
Образ созданный Юрием Назаровым - главное достоинство картины, а ведь это - его первая роль. Нельзя также не отметить лихого разведчика Горбачева (Михаил Козаков). Оператор старается передать красоту и масштабность жизни, бытия, к сожалению, трудно оценить его работу: неважное качество изображения.
Повесть Бондарева более развернута и читать ее лучше после фильма.

"Тишина" 1963 г. 2 серии

Война закончилась, но она преследует Сергея Вохминцева в снах. Там бывший капитан все еще ведет бой и командует: "Огонь!". Потом просыпается, не в силах поверить, что лежит на диване, дома, в московской квартире и впереди светлая мирная жизнь. Он еще не знает, что и в послевоенной жизни есть враги, и пути здесь не такие простые.

Его друг-фронтовик Костя Корабельников уже вписался в новую обстановку. У Сергея - ни профессии, ни средств, а у Кости - все схвачено: заграничные галстуки, полные карманы денег, на толкучке и в коммерческих ресторанах плавает как рыба в воде.

Первое приобщение к послевоенной жизни получилось крайне неудачным. Только они с Костей выбили в ресторане столик, только Сергей пригласил понравившуюся девушку Нину, как появился в зале старый и неприятный знакомый - капитан Уваров.

Кадр из фильма "Тишина". Сергей Вохминцев (Виталий Коняев) и Аркадий Уваров (Евгений Лазарев).
Кадр из фильма "Тишина". Сергей Вохминцев (Виталий Коняев) и Аркадий Уваров (Евгений Лазарев).

Во время боев в Карпатах Уваров завел свою батарею на топкий луг, орудия завязли и попали под огонь немцев. Капитан скрылся с поля боя. В брошенной им батарее погибли все, кроме тяжелораненого командира взвода Василенко, отстреливавшегося до последнего.

Он связался с командиром соседней батареи Вохминцевым и рассказал, что произошло, но Сергей тоже был ранен в тот день.

Официально была принята версия Уварова, скрывшего свое бегство и обвинившего в ошибке с занятием позиции Василенко. Невинно обвиненный погиб в штрафном батальоне, а о роли Уварова в этих событиях никто не узнал.

Вохминцев публично бьет Уварова по лицу и собирается откровенно рассказать о причине драки в милиции, но Уваров заминает дело, отказавшись от обвинения. Битый враг собирается все припомнить и отомстить при удобном случае.

Через три года, когда оба они будут учиться в институте на нефтяников, отца Сергея арестуют по клеветническому доносу и такой случай Уварову представится.

В фильме хорошо показана атмосфера послевоенных лет и проблемы советского общества того периода. С одной стороны фронтовикам давали льготы в получении образования, государство предпринимало меры по восстановлению хозяйства, с другой - процветали политические доносы и подозрение легко превращалось в обвинение.

Лицемеры, демагоги, приспособленцы, карьеристы стремились в партию и занимали руководящие места. Зачастую они поддерживали друг друга, как секретарь партбюро института Свиридов - своего приятеля студента Уварова.

Такие коммунисты как Сергей Вохминцев и его отец, обвиненный по доносу соседа, жулика Быкова, не были искушены в искусстве интриг и проигрывали. Послевоенная тишина обернулась соглашательским молчанием.

Фильм имеет оптимистический конец: Вохминцев сумел построить жизнь на новом месте, к нему приехала любимая женщина. Повесть Бондарева далека от украшательства, она завершается на приезде исключенного из партии и института героя в Казахстан, надежда перед ним только брезжит. Сюжет книги перетекает в повесть "Двое" о событиях 1953 года.
Картина обстоятельна и подробна, некоторым она может показаться затянутой. В основном, действие и герои соответствуют книге. Пара Константин Корабельников - Ася Вохминцева живее и интереснее Сергея и Нины, хотя лучших актеров на роли я не могу представить.
Кадр из фильма "Тишина". Ася (Наталья Величко) и Костя (Георгий Мартынюк).
Кадр из фильма "Тишина". Ася (Наталья Величко) и Костя (Георгий Мартынюк).
Просто персонаж Вохминцева, как говорила в другом фильме героиня Мордюковой: "хороший мужик, но не орел." Виталий Коняев в роли Вохминцева, как раз такой типичный и по внешности, и по поведению русский человек - честный, смелый, порядочный, но слишком прямолинейный и от неурядиц, впадающий в мнительность и обиду.
В фильме мы встретим Георгия Мартынюка, еще не забронзовевшего в роли хорошего следователя Знаменского, играющего легкомысленного пижона с проблемами на грани уголовных, но доброго и надежного парня.
Великолепен Михаил Ульянов в роли жулика и красноречивого подлеца, погубившего политическим доносом Вохминцева-старшего. Вообще, в фильме снималось много хороших известных актеров: Лариса Лужина, Владимир Емельянов, Георгий Жженов, Всеволод Сафонов, Лидия Смирнова и другие.
В картине впервые прозвучали прекрасные известные песни: "На безымянной высоте" и "От разлуки до разлуки".

Надеюсь, что вас заинтересуют представленные фильмы и книги по которым они сняты. Если вам понравилась статья, ознакомьтесь с предыдущей:"Великая Отечественная - начало": 3 забытых советских военных фильма о первых днях и месяцах войны."

-8