До самого начала 1980-х годов рок музыка для властей СССР была если и не маргинальным, то мало желаемым явлением. До массового зрителя допускали, как правило, только прошедшие несколько уровней цензуры т.н. ВИА, которые хотя и исполняли качественную музыку, но все же не были полноценными рок исполнителями.
Период от 1960-х и до самого начала 1980-х годов, В СССР без особых потрясений пережила фактически только одна легендарная рок-группа - «Машина времени". Однако и этот коллектив не избежал сотрудничества с "органами", о чем косвенно может свидетельствовать его подозрительное свойство оставаться на плаву в любых ситуациях.
В своих интервью лидер группы Андрей Макаревич неоднократно проговаривался о том, что контакты группы с КГБ в той или иной форме действительно происходили (например, в интервью "Радио свобода" от 12 окт. 2015 г):
"(...) В 1979 году один из наших кураторов – спасибо ему, кстати – помог нам устроиться в театр. Мы стали музыкальным ансамблем театра, то есть превратились в профессиональных артистов – это снимало массу проблем (...)".
Судьба многих других коллективов была более печальной. Яркие звезды молниеносно зажигались, но также быстро и сгорали. Некоторым из них даже удавалось недолгое время побыть властителями умов молодежи (например, группа Стаса Намина "Цветы" и т.п.). Но, рано или поздно каток цензуры проходился и по этим счастливчикам: они или распадались, или запрещались властями, или принимали чуждые своему духу "правила игры" и вливались в советский "мейнстрим".
Проводили свои подпольные концерты и официально непризнанные коллективы, но все они оставалось за бортом большой жизни, и были, по сути, маргиналами преследуемыми властями.
В 1981 году неожиданно произошел просто революционный прорыв этой ситуации: власти CCCP разрешили первый в стране Ленинградский "Рок клуб". Учитывая тот факт, что Генсек СССР Л. Брежнев был уже в очень преклонном возрасте (ему оставалось жить около года), то подобное решение (идеологически, несомненно, важнейшее для страны) не могло быть принято без участия главы КГБ Ю. Андропова. Который в этот период достиг вершин своего могущества в формальной и неформальной партийной иерархии.
Сам Юрий Андропов, часто придерживался старого как мир принципа: "Если ты не можешь что-либо предотвратить, то просто возглавь это". Таким образом легализация рок музыки и допуск ее в массовую культуру были попыткой КГБ взять под контроль (и направлять в нужном русле) значительную часть протестной молодежной неформальной среды.
О направляющей роли КГБ в организации Ленинградского рок-клуба прямо заявлял один из самых культовых персонажей русского рока - Борис Гребенщиков:
"(...)Естественно, во времена рок-клуба нам было прекрасно известно, что за всем этим стоит КГБ(...)".
Что же произошло в итоге? Попытки КГБ и Юрия Андропова легализовать и контролировать современные течения в молодежной рок-музыке, по сути, только распахнули "Ящик Пандоры". Если первое время задуманный контроль и удавался, то вскоре триумфальное шествие советской рок-музыки не смог приостановить даже "охранительный ренессанс" нового Генсека К. Черненко. Джин вырвался из бутылки, окреп и стал значительной субъектной силой.
Рок-музыка (и шире рок-культура) начала собирать и аккумулировать вокруг себя все больше бунтарей и неформальной молодежи, что постепенно усиливало протестный потенциал в обществе. Этот водоворот сначала перекинулся в Москву и далее незримыми ниточками пошел уже по другим городам СССР.
Существуют даже версия, что "либеральное крыло" внутри самого КГБ (поддержавшее М. Горбачева) специально раскручивало этот процесс. Например, выход на экраны в 1987 культового фильма "Асса" сделал песню Виктора Цоя "Перемен!" одним из неформальных гимнов эпохи "Перестройки".
Конечно, было бы крайне наивно утверждать, что процесс распада СССР произошел по вине легализации молодежной рок-музыки, но своя определенная лепта, без сомнения, была привнесена и этим явлением культуры. В данном случае, я всего лишь смотрю на эти процессы с точки зрения сложившейся в позднем СССР ситуации.
Если говорить о самой рок-музыке, то следствием ее легализации в начале 1980-х годов, мы обязаны появлением такие символов поколений, как: "Ария", "Алиса", "Аукцыон", "ДДТ", "Браво", "Наутилус Помпилиус", "Аквариум" и многих других.