Сначала о том, почему я, репетитор, часто затрагиваю внешкольные темы. Ведь казалось бы, должна получить деньги и учить от и до. А я уже писала:
Мне больше всех надо
В свободное, я это подчёркиваю, в свободное (в неоплачиваемое родителями) время я с ребятами дружу. Считаю, что учитель обязан так делать – создавать неформальные отношения с учениками, быть им другом и старшим товарищем, чтобы в случае схода с верной тропы помочь маленькому человеку. Меня так учили в институте.
Ребёнок и его попытки разбогатеть в интернете
История восьмиклассника Ильи (имя изменено)
С этим учеником я работала два года. Довольно быстро он подтянулся по английскому языку и математике. Славный парень из приличной семьи с постоянно работающей мамой. Увлекался (как все) компьютерными играми и общением в соцсетях. Одевался всегда довольно скромно, телефоном пользовался бюджетным, именно поэтому я и была удивлена, когда как-то раз на урок он пришёл с новыми (не самыми дешёвыми) наушниками. Я восхитилась и поздравила его с таким подарком. А он гордо мне заявил, что гаджет лично заработал себе в интернете,
делая ставки на спортивные события.
Беседа, которую я сразу же провела, оказалась сумбурной и неубедительной. На каждый мой аргумент у Ильи находилось несколько контраргументов. Маму в известность он ещё не поставил, сначала хочет накопить, а потом приятно её удивить. Ему везёт уже две недели. У него лёгкая рука и он хорошо разбирается в спорте.
Два дня я думала, стоит ли сообщать маме мальчика об этом опасном увлечении. Почти решилась, но семья связалась со мной сама. Парень не всё мне рассказал: сначала он выиграл, и немалую сумму. Но потом сразу всё пустил в оборот, туда же. И прогорел. Потом опять победа, а дальше вы поняли, я думаю. Но эти наушники его и покорили, он давно такие хотел. И получилось.
А накануне звонка репетитору из дома пропали деньги.
Молчать я не стала, но мама и так догадывалась. Спросила у меня, что делать в этом случае? Я посоветовала обратиться к психологу или увезти школьника, невзирая на учёбу. Подальше и без интернета. Увезли. Два месяца их не было, школьный год плохо закончили. Но начинающуюся зависимость удалось купировать на взлёте. И это очень хорошо.
Трудно объяснить молодёжи, что не бывает лёгкого заработка ни в интернете, ни в жизни. Связь поколений у нас довольно слабая, на мой взгляд. В наш накопленный опыт ребята не совсем верят: как можно всерьёз воспринимать человека, у которого в детстве и смартфона-то не было?! Да и примеров не в нашу с вами пользу довольно много.
Рассказывать, что это схема обмана, чтобы сначала заманить, а потом обобрать – тоже не помогает. А вы всегда учились только на чужих ошибках? Я делала свои, и довольно часто.
Этой статьёй я призываю родителей и всех, кому не всё равно, присмотреться к своим ребятам. Вот по каким признакам можно догадаться, что происходит не то:
- Ребёнок при разговоре отводит глаза, трогает нос
- Может покраснеть, или напротив, побледнеть
- Избегает разговора
- Отгораживает вас от личного пространства. Например, при вашей попытке подойти к его столу с компьютером резко протестует.
- Появились новые (приобретённые не вами) вещи.
- Появились телефонные разговоры, в которых ребёнок использует не развёрнутые фразы, а "Да, нет, не знаю, потом..."
А именно по теме статьи, это любовь ребёнка к спорам. "Спорим, что..." и так далее. Если вы такие слова слышите часто, может быть, ваш школьник нуждается в доказательстве (себе и окружающим) собственной значимости, важности, правоты. Но это мои личные наблюдения и отдельная тема для статьи.
Напишите, миновала ли вас эта напасть? Удаётся ли как-то отслеживать действия ребёнка в интернете? Поймите, когда я говорю "отслеживать", я не имею в виду "запретить или тотально контролировать". Но руку на пульсе держать необходимо! Не согласны? Обсудим, жду вас в комментариях!