"Россией, которую мы потеряли" с подачи знаменитого кинорежиссера Станислава Говорухина принято называть дореволюционную Россию. Станислав Сергеевич снял в 1992 году одноименный документальный фильм, в котором изобразил царскую Россию в виде изобильного и благодатного рая, где всем - и крестьянам, и дворянам - жилось сытно и привольно.
Говорухина сразу же начали обвинять в неоправданной идеализации Российской Империи (он и сам впоследствии серьезно пересмотрел свои взгляды), но - сказанного не воротишь. Фраза "Россия, которую мы потеряли" стала крылатой, ушла в народ.
В наше время споры между сторонниками "России, которую мы потеряли" и коммунистами достаточно часто возникают в Интернете, в том числе, в Яндекс-Дзене. Каждая сторона оперирует определенным набором аргументов, приводит цифры и факты.
Используются в качестве аргументов и произведения искусства, в частности, картины русских художников. В середине-конце 19-го столетия в русской живописи превалировал натурализм - стиль, призванный отображать действительность максимально реалистично и естественно. Именно поэтому у нас нет серьезных причин сомневаться в достоверности изображенных отечественными мастерами кисти и краски "картин русской жизни". В частности, картин жизни крестьянства - самого большого и самого бесправного класса в Российской Империи.
В нищие
На душераздирающей картине великого русского художника-передвижника Иллариона Михайловича Прянишникова мы видим семью, потерявшую дом из-за пожара. Это - мать с шестью детьми мал мала меньше.
В русских деревнях крыши крыли соломой, что при возгорании приводило к катастрофическим последствиям: огонь перекидывался с одного дома на другой. Зачастую сгорали целые деревни.
Что привело к пожару, неизвестно: это могло быть и неосторожное обращение с огнем, и молния, и поджег. В любом случае, результат трагичен: мать с малыми детьми на улице. О социальной поддержке в царской России не слышали, поэтому единственный путь, который остается несчастным погорельцам - это идти в нищие и побираться по деревням.
Расплата за недоимки
Художник-передвижник Василий Максимович Максимов уделял крестьянству огромное внимание в своем творчестве. На картине 1882 года "Аукцион за недоимки" мы видим работу царской налоговой. Чиновники пускают с молотка скромные пожитки крестьян, не сумевших вовремя внести положенный платеж за пользование "подаренной" государством землей. Это чугунки, самовары, какое-то тряпье. Ничем не брезгуют господа в мундирах!
Картина вполне отражает, какую именно "свободу" получили крестьяне от Александра Второго, прозванного "Освободителем". По факту крестьяне были обязаны платить государству за землю, которой они до отмены крепостного права относительно свободно пользовались. Кабала, в которой оказались землепашцы, была растянута почти на столетие - до 1932 года. Поборы были отменены Николаем Вторым после революции 1907 года.
В людях
Картина великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Свидание" - безусловный шедевр, одна из самых поразительных и проникновенных картин в истории мировой живописи. Полотно чем-то напоминает другой шедевр - рассказ Антона Павловича Чехова "Ванька".
Положение крестьянских детей в Российской Империи было очень тяжелым. Они работали сызмальства, часто болели и умирали. Ребят, которым "повезло", родители отправляли в город, "в люди". Чаще всего - в подмастерье к сапожнику или пекарю. Как правило, в хозяйской семье дети терпели всевозможные издевательства и побои.
Одного из мальчиков, отправленных в люди, мы и видим на картине Маковского. Он переживает счастливый момент - к нему из дальней деревни пришла мама, принесла булку. Мальчик жадно ест, женщина смотрит на него с любовью и лаской: она прекрасно понимает, как тяжело приходится ее сыну в чужом доме.
Приезд извозчика на родину
А эта картина художника Фирса Журавлева отражает сразу две проблемы, характерные для крестьянской жизни второй половины 19-го столетия. Первая: после отмены крепостного права, многие крестьяне подались в города на заработки. Чаще всего они устраивались там извозчиками.
Вторая проблема плавно вытекала из первой. В семьях, оставленных молодым хозяином, буйным цветом начало процветать такое позорное явление, как снохачество. Снохачеством называли сожительство, в которое вступал свекор с молодой снохой.
На картине Журавлева мы видим вернувшегося из города извозчика. Он, кажется, впал в ступор, узнав о том, что его жена - беременна. Рука мужчины судорожно сжимает картуз. Сноха бросилась защищать невестку - и это странно. Скорее всего, пожилая женщина знает, что девушка не нагуляла ребенка на стороне, а виновником позора является ее собственный супруг. Свекор стоит на заднем плане, он взял в руки лопату, чтобы чуть что защитить невестку от сына.
Рубят лес в барских угодьях
Весьма характерная примета эпохи на картине Иллариона Прянишникова "Порубка". Мы видим эдакого тургеневского Бирюка, задержавшего "нарушителей" - крестьянина и его жену, рубивших лес в барских угодьях. Дрова крестьянам необходимы, чтобы топить печь, чтобы готовить еду, чтобы жить. Но где их взять? Леса-то принадлежат помещикам! Что остается людям? Помирать? В самой большой стране мира, чуть ли не сплошь покрытой лесами?
Бирюк, кстати сказать, тоже человек подневольный. Он просто делает свою работу. Крестьянина, скорее всего, выпорют на конюшне и отпустят. Однако, принципиальные помещики давали делу законный ход, тем самым отправляя крестьянина на каторгу.
Вот такую жизнь показали на своих картинах русские художники 19-го столетия. Увы, "Россия, которую мы потеряли" предстает на них совсем не такой радостной и пряничной, как в представлении современных монархистов...
Еще больше статей про живопись, про историю России, про гениев и их темные стороны, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.