В гостях проекта Марафон Инсайтов Александр Казьмин - создатель «Музея Пинбола GoPinball», автор проекта «GameSTUL!» (профессиональные автосимуляторы).
Со временем я научился видеть и отличать “однодневки”, которые проживут не долго.
- Сегодня мы поговорим с Александром Казьминым, разработчиком автосимуляторов для профессиональных гоночных пилотов и создателем единственного в России "Музея Пинбола GoPinball". Александр, привет!
- Привет, Андрей!
- Расскажи, пожалуйста, откуда у тебя такая любовь к антиквариату? Откуда она появилась?
- Старые вещи имеют душу, а у новых её нет. Наверное, отсюда и берётся моя любовь ко всему старому. За годы своего “жизненного цикла” эти вещи впитывают то, что они проживают. В том числе, и исторические моменты.
- Есть ли шанс у новых вещей получить такую уникальность? По какому критерию ты выбираешь вещи?
- Такой шанс есть, у произведений искусства, например. Однако, не всё, что производится сейчас, можно назвать искусством. Любой хороший продукт видно издалека и его хочется приобрести. Почему нет?
У меня есть внутреннее чутье, которое появилось с годами и ты начинаешь понимать, какая вещь классная, а какая - нет. Со временем я научился видеть и отличать “однодневки”, которые проживут не долго.
- Вещи, которые ты выбираешь, помогают тебе создавать что-то своё?
- Нет, это мир, который мы строим вокруг себя. У каждого человека есть своё виртуальное пространство, которое он создаёт сам. Кому-то его облик навязывается общественным мнением и стилем. На самом деле мы не ограничены ничем. У нас есть доступ ко всей информации в мире. Надо просто находить и впитывать её, а люди заходят в Тик Ток и погружаются в «треш-контент»..
- Получается, пространство, которое ты создаёшь вокруг, позволяет тебе сохранить самого себя?
- Наверное, я просто в нём прячусь. (улыбается)
- Может быть, оно позволяет тебе получить оригинальный взгляд на ситуацию и нестандартно мыслить? Мне кажется, это твоя особенность. Благодаря этому ты можешь создавать потрясающие симуляторы (наверное, лучшие на рынке).
- Здесь есть два момента: “упорство и труд всё перетрут” и время, которое было на это потрачено. Я потратил около 12 лет. Через такое время ты уже понимаешь, что именно необходимо рынку, который постоянно меняется, у тебя появляется возможность делать что-то уникальное и интересное.
Через некоторое время к тебе приходит осознание, что жизнь это колесо, а ты - белка в этом колесе. Мне захотелось из него вырваться.
- Откуда у тебя появилась идея заниматься автосимуляторами?
- Всё началось банально: лет пятнадцать назад я работал “на дядю”.
Понимал свой фронт работ, чем и в какое время я должен заниматься. При этом нужно было как-то коротать свободные вечера, когда я приходил с работы. Через некоторое время к тебе приходит осознание, что жизнь это колесо, а ты - белка в этом колесе. Захотелось из него вырваться.
Все мальчики мечтают о машинах, однако стать профессиональным пилотом - довольно затратная история. Если у тебя в детстве не было картинга - то в автоспорт тебе не попасть. Симулятор как раз и даёт возможность реализовать себя, как виртуального пилота, реализовать свою детскую мечту.
Таким образом, возвращаясь домой с работы, я уходил от рутины, погружаясь в виртуальный мир.
Со временем я понял, что изменил не только своё собственное мировоззрение, когда начал создавать продукт, но и мировоззрение людей, которые им пользуются.
- Расскажи, можно ли сравнить симулятор с обычной компьютерной игрой?
- В моём понимании игры - это пострелять, подвигать шахматы, разложить карты, взорвать сапёра. Есть стратегические игры, где развиваешь свой ум (те же шахматы). Но в них в любом случае нет такого элемента, как регулярность и тренировка. Когда ты садишься за симулятор - у тебя нет угрызений совести, что ты тратишь свою жизнь на игры, понимаешь, что приобретаешь навык и, возможно, когда-нибудь с его помощью осуществишь свою мечту. Есть много примеров, когда люди начинали с симуляторов и в итоге приходили в профессиональный спорт.
Со временем понял, что изменил не только своё собственное мировоззрение, когда начал создавать продукт, но и мировоззрение людей, которые им пользуются. Ведь люди получили сначала навыки, потом мечту, потом реализовали её. Кто-то - виртуально, а кто-то - реально.
- У меня и в мыслях не было создать симулятор чего-либо, просто поиграв в игру.
- Это произошло не быстро. Когда создавал дома первый симулятор - я осознал, чего захотят наши будущие клиенты. Понял, что именно необходимо рынку, чего там не хватает. Поскольку технологии не стоят на месте, получается, что продукт развивается вместе с технологиями. К тому же, рано или поздно появляется большое количество конкурентов, начинается самое интересное, “конкурентная борьба”.
Мне кажется, что именно когда человек сидит и чувствует всю “безнадегу”, понимает, что из этого ничего не получится - он начинает делать нечто уникальное.
- Расскажи, пожалуйста, как ты создал свой первый автосимулятор?
- Это очень смешная история. Был выходной день и употребив определённое количестве спиртных напитков, сидел и смотрел, что предлагает мировой рынок. Когда было около 5 часов утра, поймал себя на мысли: “Чем я занимаюсь? Это же ерунда, которая никогда не принесёт денег”. Мне на тот момент было 25 лет. Вроде, должен нормальные деньги зарабатывать, а я сижу и анализирую мировой рынок... Тогда было очень мало информации. Сейчас больше, но её всё равно недостаточно для тех, кто только начинает заниматься автосимуляторами.
Мне кажется, что именно когда человек сидит и чувствует всю “безнадегу”, понимает, что из этого ничего не получится - он начинает делать нечто уникальное.
У меня был навык работы в 3D-редакторах и первый симулятор был создан в 3D Max. “Собрал” его в дружеской мастерской: там создали сиденье, сварили каркас. Тогда мне стало понятно, что стоит попытаться сделать из этого бизнес. Потом собственными руками был сделан сайт. Если не ошибаюсь, кресло для первого клиента мы продали только через полгода после начала активного пиара на форумах. Всё шло постепенно: одна продажа, потом вторая. Далее случайно взяли большой заказ. Это уже дало деньги, на которые смогли зарегистрировать торговую марку, юридические лица и патенты.
Всё, что тогда зарабатывалось, шло в оборот и в развитие. Потом я уже ушёл с работы: стало понятно, что жить можно только с моего нового занятия. При этом прибыль тогда была небольшая: ели “Доширак”, но зато создавал нечто уникальное. Это и было самым сложным временем.
- Можно сказать, что тебя в первую очередь привлекала идея создания чего-то уникального? Того, что ты не мог найти и делал сам.
- Хотелось что-то творить, а что именно - не понимал. Потом сошлось одно с другим, как шестерёнки. Мне нравилось “кататься” после работы, потом подумал: “Почему бы не сделать из этого бизнес?”. Потом уже “попёрло”.
- Ты сам придумал форму этого каркаса? Как происходил твой поиск?
- Мы стараемся делать свой собственный продукт, это очень помогает, когда у тебя есть желание заниматься творчеством, делать нечто, непохожее на всё остальное. Причём, оно должно быть лучше.
Мне кажется, когда люди пытаются просто копировать чужое - они оказываются в “болоте”, которое затягивает их. Делать что-то своё всегда интереснее.
У меня в то время был “дефицит самореализации”, но не было дефицита идей. Эти идеи скомпилировалось вместе, дальше всё делал своими руками, потом уже нанимал проектировщиков, которые помогали и “допиливали” эти идеи до состояния чертежей и дальнейшей реализации.
Однако, все основные моменты “проходили” через меня. Весь ОТК у меня в голове. Именно там находится планка, через которую должен постоянно прыгать с каждым разом все выше и выше.
- Когда ты понял, что твоими симуляторами начали пользоваться профессиональные пилоты? Ведь сначала ты делал это “для себя”, и вот уже на твоих симуляторах тренируются настоящие гонщики.
- Сложно сказать, в какой момент я это осознал. Наверное, ещё года через 2-3 после того, как мы начали этим заниматься. Появились люди, связанные с автоспортом, по 1-2 в месяц. Симрейсинг тогда не был настолько популярен, существовало некое недоверие к нему: как можно на этом тренироваться?
Постепенно недоверие к виртуальным гонкам проходило. Со временем количество пилотов стало увеличиваться. Там были и действующие пилоты, и те, кто только учился. Сейчас 90 процентов наших клиентов - действующие пилоты.
- Получается, ты не просто создал этот прецедент, но ещё и “заразил” этим всех вокруг?
- Без этого не интересно заниматься чем-либо. Не хотелось делать какой-нибудь йогурт, ведь в магазине уже есть 50 сортов йогурта. Люди не изменятся от того, насколько твой йогурт вкусный и насколько у него яркая упаковка. Твоя продукция затеряется на полках супермаркета.
В какой-то момент тебе приходится решать, что именно для тебя важнее: твоя мечта, с которой ты столкнулся, или реальность, в которой ты уже находишься: бизнес, дети, жена.
- Я знаю, что ты сам едва не стал гонщиком. Это правда?
- Да, для меня это стало “встречей с мечтой”. Был очень крутой проект, в котором принял участие - Nissan GT Academy. С одной стороны, я напрямую встретился со своей мечтой и получил возможность “взять её за хвост”, сесть в машину и поехать. В какой-то момент тебе приходится решать, что именно для тебя важнее: мечта стать пилотом, или реальность, в которой ты находишься: бизнес, дети, жена. В какой-то момент второе склонило чашу весов.
- Получается, в твоей жизни были моменты выбора? Ведь, когда тебе представилась возможность осуществить свою мечту, ты понял, что твоя задача не в этом. Ты должен не ездить на машине, а менять людей. Такое осознание появляется не сразу.
- Да, проект Nissan GT Academy был реалити-шоу чистой воды. Когда увидел эту “кухню” изнутри , стало понятно, что там всё совсем не так, как показывают по телевизору. К тому же, у меня за плечами были годы общения с реальными клиентами, которые являются пилотами. Во время работы я так же умудрялся знакомиться с автоспортом и тоже видел его изнутри. В рамках этого проекта покатался на всём, на чём только можно и понял, что, в целом, моя мечта уже осуществилась.
Однажды когда мы были в Сильверстоуне, пошёл дождь и именно в этот день поехали на ралли. Там была небольшая “раллийная” фиеста. Слева от меня находился тренер Колина Макрея. Он - легенда ралли. Ты едешь с его тренером, а он по связи передаёт тебе, куда именно тебе необходимо поворачивать. Моя мечта реализовывалась именно в такие моменты.
Я был уже в осознанном возрасте и понимал, что это, конечно, классно, но я не хочу, чтобы дальнейшая жизнь протекала именно так. Машины это здорово, но когда ты занимаешься ими раз в год.
- Получается, к своей мечте нужно прийти, “посмотреть ей в глаза”, а потом сделать осознанный выбор? Не надо бросать её на полдороги?
- Изначально моей мечтой было творить, создавать что-то своё. Для этого у меня было множество дорог. Почему появился музей? Это тоже один из путей самореализации, совершенно не похожий на автосимуляторы.
В тот момент я понял, что моя мечта осуществилась и есть ещё много всего, о чём можно мечтать. Например, в детстве мы хотим одного, а когда вырастаем - другого. Думаю, у меня произошло переключение на другие “мечты” и постановка других приоритетов.
- Скажи, ты мечтатель?
- Конечно. Без мечты нельзя жить.
- Мне кажется, что только у мечтателя могут быть такие необычные, уникальные проекты. Мечтатели меняют наш мир, трансформируют общество и сознание людей. Получается такой “революционер-мечтатель”.
- Мечтая о чём-то, человек обычно параллельно занимается другими проектами. Так выстраивается дорога к его мечте.
- Не все могут дать себе “свободу помечтать”, хотя многие из нас называют себя мечтателями.
- В 21 веке можно мечтать о чём угодно в рамках морали. Если это аморально - мы просто не будем говорить об этом. Лучше мы поговорим о хороших мечтах: чем больше их будет, красивых и разных - тем лучше. Ограничений нет.
- Тебе не кажется, что сейчас есть очень много вещей, которые отвлекают нас от той мечты, которая по-настоящему важна? Ты можешь “подсесть” на рекламу, чьё-то высказывание или навязанный тренд.
- Считаю, что есть “суррогатные мечты”, которые нам навязаны, а есть подлинные.
- Как ты их различаешь?
- Такое чутьё приходит с опытом,, чем старше становишься - тем эффективнее оно работает.
- Музей пинбола - это тоже твоя мечта?
- Это уже сформировавшаяся мечта. Изначально хотелось купить один игровой аппарат для пинбола. Потом на меня снизошло озарение, что если я этого не сделаю - этого не сделает никто и никогда.
- Когда ты купил первый пинбольный аппарат?
- У этого долгая история: уже давно на windows был встроенный пинбол. Интернета не было и скачать новые игры было нельзя. Для того, чтобы получить новую игру, должны были сойтись несколько факторов: у тебя должны быть деньги, а также желание и время, чтобы поехать на радиорынок и найти что-то, что тебе понравится и “пойдёт” на твоём компьютере. В итоге, приходилось играть в пинбол.
Так появилась моя любовь к этой игре. Дальше узнал, что пинбол существует в “механике”, в виде игрового автомата. Катализатором для этого стал поход в «Музей советских игровых автоматов». Там увидел советский пинбол, разломанный, но “живой”, появилось то самое детское желание “поиграть в автомат”, которое будоражило моё сердце.
На покупку первого аппарата ушло около 2 лет, искал именно то, что хотелось. В итоге мы нашли, то что нужно, приехали и оказалось, что продавец ошибся. Аппарат оказался не тот. Хотелось что-то про автомобили, чтобы поставить его в офисе, а там была тематика азартных игр. Ну купили жетоны, стали играть... Поиграли и расстроенные поехали домой. Уже утром я позвонил владельцу и сказал что, наверное, это мой последний шанс купить пинбольный автомат и согласился.
Аппарат стоял у нас в офисе 2-3 недели. Потом началось самое интересное: всё складывалось таким образом, чтобы этот аппарат “ожил”. Наверное, это была судьба. Со временем нашёлся мастер, который его починил, хотя он тоже не до конца понимал, как это должно работать. Кстати, теперь этот мастер работает у нас в музее на постоянной основе, мы его знаем более 6-ти лет. Его рабочий день - с 7 утра до 4 вечера. Как раз ко времени открытия музея он уходит домой.
Когда человек заходит в наш виртуальный мир - он переключает свой мозг и начинает задумываться о чём-то, о чём раньше не думал.
- С аппаратами столько всего происходит за одну ночь игры?
- Да, происходит много всего буквально за одну смену. Аппараты старые и требуют бережного ухода. Детали не имеют российских аналогов, поэтому приходится заказывать их из-за рубежа.
Тогда я не очень понимал, что делать с самым первым автоматом. По сегодняшним меркам, он стоил небольших денег. Через две недели мне позвонил его владелец и сказал, что нашёл автомат “Симпсоны”. На Авито подобный автомат стоил бешеных денег и этот человек сказал мне, что может продать мне такой. Я тогда уже очень сильно потратился, но подумал, что “Симпсоны” - это уникальный шанс и я не могу его упустить. Так и появился второй автомат. Дальше “понеслось”.
- Ты сначала даже не понимал, как эти автоматы работают технически?
- Да, осознание приходило в процессе. Это было очень захватывающе, когда ты поднимаешь игровое поле и видишь там множество механизмов. Появилась мечта разобраться в этом вопросе как следует. Сначала я создал маленький музей. Дальше стало понятно, что все имеющиеся автоматы в него уже не помещаются. Сейчас у нас хорошая локация и прекрасная атмосфера виртуального мира. Когда человек заходит в него - он переключает свой мозг и начинает задумываться о чём-то, о чём раньше не думал.
- Когда я впервые столкнулся с аппаратом для пинбола, я удивился, что ключевую роль в этом занятии играет стратегия.
- Да, стратегия очень важно. Ещё есть магия “его внешнего вида” и того культа, который вокруг него создан. В Америке он долгое время был на грани запрета.
Сам аппарат в те времена стоил около 10 долларов, а 1 игра - полцента. Аппарат “отбивался” в течение недели, а дальше начинал приносить космическую прибыль. Американские мафиози быстро поняли, что это интересно и прибыльно. В какой-то момент полиция увидела, что существует огромный неконтролируемый чёрный рынок, не обложенный налогами. Государство начало постепенно вводить запреты.
В начале 1970-х годов пинбол наконец начал выходить из тени. Верховный суд Калифорнии в 1974 году постановил, что пинбол - это игра исход которой зависит от навыка, а не от шанса, и отменил запрет в Лос-Анджелесе. Два года спустя, лоббисты игровой индустрии, бурно развивающейся в те годы из-за появления доступных компьютеров и видеоигр добрались и до Нью-Йорка. Свою точку зрения им пришлось доказывать практически. На роль "спортсмена по игре в пинбол" был выбран молодой редактор журнала по имени Роджер Шарп, он
был одним из лучших игроков "на районе".
Однажды произошёл случай, получивший широкую огласку: к автомату пришёл журналист и на протяжении нескольких часов доказывал всем, что может управлять игрой сам. Даже мэр Нью-Йорка пришёл посмотреть. Этот случай внёс большой вклад в развитие пинбола, потому что было доказано, что пинбол - это не азартная игра, а игра на интерес.
- Пинбол изначально задумывался, как игра на интерес, или его суть поменялась позже, с его развитием? Неужели восприятие людей было настолько сильно искажено, что не все понимали, что же это такое на самом деле?
- Если копать совсем глубоко, получается, что пинбол - это реинкарнация бильярда “в пятом поколении”. Бильярд прошёл целую эволюцию: уменьшались стол и шар, на столе появлялись разные препятствия. С развитием технологий появились провода, лампочки, катушки. Современный пинбол находится просто на космическом уровне.
- Можно сказать, что пинбол - хороший пример того, как мы заблуждаемся в оценке некоторых вещей?
- Да. Многие люди не понимают, что с этим нужно делать. Существуют ложные представления о том, как в это надо играть и как этим пользоваться.
- Получается, ты являешься пропагандистом культуры пинбола в России?
- Можно сказать и так. Очень редко, но встречаются посетители, которые раньше часто играли в пинбол и были “взращены” этой культурой. Есть посетители из Америки, которые живут в России. Им это необходимо: они приходят, играют и получают удовольствие.
Есть постоянный клиент Майкл, он работает в юридической компании. У него каждую пятницу паломничество: он приходит к нам, берёт пиво и играет. Очень интересно просто стоять рядом и смотреть, как он управляется с автоматом. У нас в стране нет такой школы игры. Весь аппарат мигает и едва ли не дымится от его стиля. Он 17 лет назад работал администратором подобного игрового зала, только в Америке, поэтому ему этого не хватает здесь в России.
- У него есть определённая философия игры? Он приходит ещё и за тем, чтобы погрузиться в некое “особое состояние”?
- Мне кажется, это для него является машиной времени. Он отправляется в те года, когда был молод и у него были другие мечты, погружается в эту атмосферу и ностальгирует.
- Ты сам сейчас играешь?
- Очень редко играю, нет времени. Есть автоматы, в которые я ни разу не играл. Это очень обидно.
Мне очень нравится процесс того, как автоматы “оживают”. Когда они из “лап” старых хозяев попадают к нам и обретают новую жизнь. Стоял такой неисправный автомат, ты вложил в него много времени и денег и вот он “ожил”, замигал лампочками. Ты проводишь несколько тестовых игр и получаешь от этого максимальное удовольствие.
- Ты не просто создатель и хранитель музея. То чем ты занимаешься - это уникальное творчество.
- Игровой процесс тоже интересен. Когда люди лучше знакомятся с правилами игры и начинают лучше понимать механику управления шаром, тогда для них открывается “новый мир”. Есть алгоритмы, по которым ты должен чётко работать, есть правила, которые тебе нужно знать. Самое интересное, когда люди открывают для себя новый мир, в, казалось бы, банальных вещах.
Ещё есть современные автоматы, которые в определённые моменты вибрируют. Играл в “Мустанг” 2012 года. Там есть такой режим. Очень будоражит.
- Нет идеи сделать свой собственный аппарат для пинбола?
- Идея, может, и есть, но это очень сложно реализовать. К тому же есть такой нюанс, как интерес к процессу игры. Есть простые автоматы, в которые очень интересно играть. Главное - создать эту правильную “матрицу”, как именно шарик будет летать и от чего отскакивать. Тогда игровой процесс будет интересным. На это могут уйти годы. Многие производители вкладывали огромные деньги в продакшн, а в их пинбол играли плохо. В него не интересно было играть.
- А ведь кажется, что всё очень просто.
- Технологии давно отработаны: они простые и стандартные. Но сделать интересным сам игровой процесс - очень нетривиальная задача. В современных компьютерных играх самое главное - это сюжет. Над ним могут трудиться 100-200 человек, которые будут прописывать для игрока массу нюансов.
Пинбол - это целая магия. Магия лампочек, звука, магия того неизведанного, что находится внутри. Возможно, эта магия - то, благодаря чему я и решил открыть такой музей.
- Ты очень одухотворённо рассказал о пинболе. Фактически, создав уникальную профессию для себя, просто потому что сильно этого захотел. Ты стал хранителем музея уникальных аппаратов, а ещё пропагандистом этой культуры.
- У тебя есть следующая мечта?
Есть мечта купить себе советскую боевую машину, отремонтировать её и куда-нибудь выезжать на ней раз в год. Ещё хочется стабильности в глобальном смысле.
- Большое тебе спасибо за потрясающие инсайты. Ты уникальный человек. Было очень интересно пообщаться с тобой и узнать твои мысли. Всего доброго!
- Тебе тоже спасибо. Всего хорошего, Андрей!
***
Интервью было записано в июне 2020 года.
МАРАФОН ИНСАЙТОВ
Подписывайтесь на страницу проекта и не пропустите новые публикации интервью с уникальными людьми в своих профессиях.
Автор и ведущий проекта: Андрей Дейч
Редактор проекта: Александр Выгран
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd
Вы также можете послушать это интервью в подкасте:
Yandex.Music: https://music.yandex.ru/album/10836717
Apple Podcasts: https://podcasts.apple.com/podcast/id1514156223
Другие плееры: https://audioboom.com/channels/5026273
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd
Об Авторе проекта - https://deych.com