Чтобы понимать эту любопытную проблему, расскажу байку. Давний друг казачины-деда, Игнат Старовер, очень странно соблюдал христианские посты. В Великий — мог до одури обтрескаться запечённой кашей со шкварками, под три ковша крэпэнького. А потом на пасхальной неделе несколько дней даже к водичке не притронуться, вызывая недоумение вашего покорного слуги.
Сызмальства кое-что слышавшего о тонкостях ритуальных самых разных конфессий. Угол был глухой и таёжный, вместо парторгов суд праведный медведи вершили. Поэтому, народец станичный верил во что хотел, от Аллаха до тётки Паксявы. Но объяснений деда Игната я не запомнил… Пришлось взрослеть и самостоятельно его странные религиозные воззрения распутывать.
Праздники
религиозные для начала придётся разобрать. Коих в христианских календарях тьма египетская, каждый день — памятный. Иногда списком, не успеваешь до заката изучить матчасть. С обязательным ежемесячным крупным торжеством во имя чего-нибудь или кого-нибудь. Сосед деревенский моего друга, пока не сорвался в грех винопития, позиционировал себя истовым православным. Обязательно и каждодневно, с радостным и неподдельным трепетом делился восторгом святости почти каждого календарного дня. Чем несказанно утомлял даже безгрешных дворовых собачек.
Чтобы максимально соблюдать дисциплину, воцерковлённые верующие стараются соблюдать посты. Которые предваряют наиболее святые праздники. Не особо разбираясь в историчности этих событий. Даже не задумываясь, что подавляющее большинство «торжеств веры» — придуманы грешными людьми. Пусть и в стародавние времена. Ничего в этом плохого нет. Воинские Уставы тоже веками писались, кровью побед и поражений… Традиция-с такая. Без которой, любое человеческое общество превращается в банду оголтелых и расхристанных интеллигентов.
Проблема с праздниками встала в полный рост… наверное, в IV веке. Как христианство стало государственной религией и требовало упорядочить механизмы системной работы с паствой. А особенно — массового и быстрого обращения язычников. Часто дни праздников просто назначались. Поскольку Библия не давала возможности определить дату значимых для христиан событий. А других сопутствующих документальных источников в обороте не было, книга была бесценным и баснословным товаром. Это и Пасхи касалось, кстати. Как-нибудь изучим отдельной статьей вопрос.
Кто бы что не говорил, но Рождество Христово назначено на языческий «День Непобедимого Солнца». Это 25 декабря (православие отмечает 7 января по старому стилю). Отталкиваясь от этой даты, церковные календари привязали многое другое, важное и значимое для Веры.
- Обрезание — на 8 день после Рождества,
- Сретение Господне (принесение Иисуса в храм) — на 40-й день после Рождества,
- Благовещение Пресвятой Богородицы (зачатие Христа) — за 9 месяцев до Рождества,
- Рождество Иоанна Крестителя — за 6 месяцев до Рождества Христа.
Некоторые знаковые даты привязаны к назначенному дню Пасхи: Великий пост — 40 дней до Пасхи, Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхальным, Великая Пятница — пятница перед Пасхой, Вознесение Господне — в 40-й день после Пасхи, День Святой Троицы (сошествие на учеников Духа Святого) — в 50-й день после Пасхи.
Это при том, что сам смысл Пасхи был хитро изменён, дата определялась не по лунно-солнечному календарю иудеев. А только по солнечному, принятому в римской Империи, — юлианскому, ново-юлианскому и григорианскому.
Ладно, с этим хоть что-то понятно. Принимается безоговорочно. Но назначение остальных праздничных дат никаких библейских подтверждений не требовали вообще. Тут главенствовать стали «церковные предания». Внутренние документы культа. То есть — легенды. Не имеющие документальных подтверждений. Множиться опасно стали спустя столетия от описываемых апостольских событий.
Крещение Господне, Успение матери Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Рождество Пресвятой Богородицы… и так далее бесконечным списком. Тоже ничего страшного, культ на то и культ, чтобы постоянно напоминать о себе. Рассказывать пастве интересные и поучительные истории. Чем чаще и больше, тем лучше для усвоения материала. Если это делать честно, конечно.
Главная проблема Церкви не в том, что праздники произвольно распиханы. А назначены на древние языческие. Тоже логично: новой религии так легче внедриться в национальные культуры обращаемых стран. Хотя морально-этические вопросы сразу возникают, но не суть… На Руси языческий праздник Купалье «совпал» с днем рождения Иоанна Крестителя. Стал симбиотическим и очень-очень праведным «Иваном Купалой».
Прощание с зимой Комоедицей, Масленица — стала Сырной седьмицей. Праздник провода русалок (Русалии) приурочили к Троице, славянские Святки «от звезды и до воды» стали православными, Яблочный Спас — Преображением Господним и т.д. Желание острое церкви стать ближе к пастве? Возможно. Только издержки большие. Слияние народных языческих обычаев с аскетичной и суровой монотеистической религией (истовой верой в Бога Израилева, Отца, Сына и Духа)… могло ли помочь простым верующими вникнуть в суть истинного христианства? Довольно безрадостного и строгого, на грани самопожертвования.
Вы осознаете «жертву Христа за всех людей» через сожжение чучела Зимы на Масленицу? Узнаете день Страшного Суда и второго Пришествия на разухабистых гуляньях и гаданиях Святок? Личные наблюдения скептические подсказывают: языческие обычаи до сих пор блюдут значительное число христиан. Даже не задумываясь. Традиция-с такая…
Читаем правильно.
Если включить режим строгого богослова и теолога, можно со злостью побубнить: многие установленные церковью праздники прямо мешают правильно понять историческую картину служения Иисуса. Самый показательный пример: «Вход Господа в Иерусалим». У нас он известен под «Вербным воскресеньем». Почти никогда не слышал подробного разъяснения этого библейского эпизода из уст священников. Хотя историки языки стёрли над неверным толкованием события. Читаем в Евангелии:
«Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». (Матфей)
Прославление Христа? Ведь так абсолютное большинство христиан считает. Старательно демонстрируя на Вербное воскресенье, символично вторя жителям Иерусалима начала новых времён. Однако в этом большая системная ошибка, только исторический контекст может подсказать верное толкование события.
Евреи встречали… не библейского Иисуса Христа. Иудеи в тот день неправильно понимали Миссию Иисуса. Они думали, перед ними предсказанный Ветхим Заветом мессия, помазанник Господа. Верили свято: этот пророк-проповедник, творящий многие чудеса в Палестине, избавит их от римского ига.
«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». (Лука)
То есть, Иерусалим жил надеждой на исполнение пророчества, что Христос снова сделает Израиль свободным, процветающим государством. Встречая, евреи радовались. Верили: этот мужчина из колена Иудина, сотворивший в народе так много чудес и въезжающий в Иерусалим на ослице, — исполнит пророчество.
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». (Книга пророка Захария)
Системная ошибка вышла. Иисус не пришёл поднимать восстание. Не собирался категорически наущать народ против Рима. Он о другом, как бы. Совсем. Сошёл на Землю не для решения частных проблем Израильского царства. А появился волей Отца для спасения всего мира: избавления и искупления людей от греха. В качестве наглядного факультатива предложил — явление истинного характера Бога. Крепко подобревшего с ветхозаветных времен.
Несмотря на восторг толпы и воодушевление встречи, Иисус не поднял иудеев против имперского Рима. Начал непонятное творить, на общий взгляд. Впал (единственный раз в жизни) в ярость и гнев, выгнал из Храма привычных всем менял и торговцев. Тут же спокойно продолжил проповеди свои загадочные. Научая опешившую публику любви и прощению.
Прошло три дня — народ зароптал. А через пять… эти же люди, встречавшие Иисуса криками: «Осанна», в один голос с ненавистью бесновались: «Распни Его!». Гонг и вопрос: так что отмечать изволите?
Постники.
Переходим к заявленной теме. Церкви не ограничились установлением новых праздников, старательно перекрывая понятийный багаж бывших язычников оригинальными трактовками вековых дат. Христианство принесло что-то новенькое. Временами рациональное и полезное. Но связанное с железной дисциплиной в столовке (и не только). Стали предписываться посты. В дни, назначенные новыми «повелителями умов».
В восточной и западной Церквях даты постов и порядок соблюдения различаются. Католики должны ограничить объемы потребляемой пищи и количество подходов к кастрюлькам (три раза в день — один полный и два перекуса). Изредка нужно воздержаться от употребления мяса. Православная (восточная) церковь более строгая организация.
Предписывает в некоторые постные дни не принимать пищу в светлое время суток. Придерживаться определённой диеты в отношении мяса, рыбы, масла, молока, яиц. В качестве приятного бонуса — отказываться от супружеских отношений. Ну там ещё целый список ограничений и рекомендаций, вплоть до весёлых… не суть.
Ладно там посты, дело полезное временами. Но когда за ослушание гласу святых отцов предусмотрены очень серьезные наказания — это уже настораживает. Например, согласно требованию 56-го правила VI Вселенского Трулльского собора 691-692 гг. (до сих пор не отменено в православии, кстати): за употребление в Великий пост (перед Пасхой) сыра, яичка или мяса — следует отлучение прихожанина от церкви:
«Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается … от всякаго заклаемаго мяса, такожде от яиц и сыра, которыя суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены».
Вот тут начинаются вопросы. Отказ от мяса или молочных продуктов (в какие-то особые дни) Священным Писанием никогда не устанавливался. Библия вообще не книга ЗОЖ-ника, не оставила никаких календарных указаний на соблюдения постов. Кроме одного случая, касаемого Пасхи. Перед которой верующие обязаны избавляться от всего квасного в доме. Но даже это… не прямое требование Господа. А символическое. Потому что, Пасха означала всегда обновление. Избавление людей от прошлой жизни. Подразумевалось египетское рабство и узилище греха. То есть, «старая закваска»:
«Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». (1-е Послание Коринфянам, Второзаконие и Исход)
Посты, которые описаны Ветхим Заветом, — полный отказ от пищи. Но не диеты с перечнем одобряемых и запретных продуктов. Этот трудное для рядового человека действо… накладывал сам на себя верующий. Демонстрируя укрощение плоти и смирение перед Господом:
«И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего». (Книга Ездры)
«И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?». (2-ая Книга Царств и Иоанн)
То есть, верующий концентрируется на разговоре (молитве) Богу, перед тем как что-то попросить для себя. Демонстрирует отречение от мирских желаний. Новый Завет ничего не отменил, во времена Христа иудеи (потом и христиане) продолжали поститься. Но оглядываясь на установления Ветхого Завета:
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». (Матфей)
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их». (Деяния Апостолов, 1-е Послание Коринфянам и Матфей)
Особенно интересно, когда вопрос «ярых постников» Писание поднимает. В пику иудейскому духовенству, которое слишком много полномочий на себя брало в ветхозаветное время. Толкуя пост и воздержание. Иудеи по предписанию Талмуда (комментарии мудрецов на Писание) в Йом-Киппур (День Искупления) до сих пор соблюдают строгий пост. Не притрагиваясь к пище и даже воде. Хотя Бог потребовал от них в этот в этот день лишь смирения. Не обмолвившись словечком о пустых желудках:
«И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши». (Книга Левит)
Улыбаемся, укоризненно и внимательно смотрим на приснопамятных «фарисеев и книжников», с которыми столь яростно боролся Христос. Эти духовные учителя, установив на Йом Киппур пост, … от себя добавили к Слову Божьему человеческие ограничения. Благое дело, конечно. Погреба целее, народец подтянутее, да и более вдумчивое смирение душ и умов. Из «Деяний» становится понятно: во времена Христа это правило уже стало крепкой традицией в Иудее:
«Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел».
Именно такие человеческие фантазии, как назначение кулинарных воздержаний «духовными учителями», — Бог прямо обличил… как бы:
«В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Исход)
Вопрос контроля над «стадом» посредством запретов, видимо, был очень острым. Апостолы в Новом Завете сделали попытку предупредить христиан. Предсказав: в будущем появятся учителя, которые вопреки Священному Писанию (и сверх его) введут ограничения на еду:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям …, через лицемерие лжесловесников, …запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил… Ибо всякое творение Божие … не предосудительно, если освящается словом Божиим и молитвою». (1-е Послание Тимофею)
А как правильно?
А вот не знаю, но чтобы не ошибиться — следуйте прямым указаниям Первоисточника. А не речам оголодавшего попика в облике Колобка. Провентилируйте с таким персонажем вопрос другой. Очень принципиальный: как быть в постные дни — с супружеским воздержанием. Это кто такое назначил? В ответ вам могут (особо подкованные богословы) дать почитать Священное Писание:
«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1-е Послание Коринфянам)
Споры идут серьёзные вокруг стиха. Действительно, здесь речь идёт о посте. Где тут даны наставления соблюдать (в установленные церковью праздники и посты) отказ от супружеских отношений? Можно вне всякого сомнения, путать следы и пытаться подстроить толкование данного стиха — под установленные обычаи. Но ведь очевидно другое: Павел говорит не о воздержании.
Напротив, о необходимости исполнения супружеских обязанностей. Не вырывайте из контекста цитаты. Прочитайте стих выше, где подробно рассказано — вступив в брак, человек не имеет права на эгоизм. Теперь его тело принадлежит не только ему, но и второму супругу:
«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена».
А последующим стихом апостол даёт понять: отказаться от супружеского долга стороны вправе… лишь по взаимному согласию. Для постничества и молитвы. И нет речей об установлении календарных дней для этого непростого духовного усилия. Дни поста в семье назначаются совместно супругами. Когда возникало желание или острая необходимость в молитве. Обращению к всевышнему. Апостол Павел ещё раз подробно тему поднял в Послании Римлянам:
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? … Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно.
Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».
Конкретикой прямой уже веет «Послание к Колоссянам». Павел прямо и без всяких толкований предупреждает о бессмысленности следовать за человеческими учениями. Которые призывают заниматься изнурением тела и пренебрежением плотью:
«Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» … по заповедям и учению человеческому?
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».
Если есть что добавить к апостольскому Слову — милости прошу в комментарии. А деда Игната (с его произвольными по датам постами) теперь прекрасно понимаю. Человек читать умел, не зря полвека в лесхозе счетоводом прослужил…
Читайте по теме: