НА БИБЛИОТЕЧНОЙ ПОЛКЕ ПОРОЙ ОЖИДАЕТ "КУЛЬТУРНЫЙ ШОК".
Нет, эта книга не вписывалась в мои представления о скандинавской литературе.
А вы много назовёте шведских писателей, способных вызвать у читателя подобный разброс эмоций - от смеха до слёз, от грусти до иронии? А вот недоучившемуся студенту и бывшему водителю-дальнобойщику из Стокгольма это по силам.
Книга " Тревожные люди" начинается как детектив: попытка ограбления банка с последующим взятием заложников в доме по соседству. Но в ходе повествования Фредрик Бакман неожиданно выруливает за рамки полицейского расследования.
В заложниках оказываются люди, пришедшие с риелтором на осмотр выставленной на продажу квартиры. Это страдающая от депрессии банкирша и древняя старушка -веселушка, ожидающие прибавления в семействе представительницы сексуальных меньшинств и супруги-пенсионеры, чьё хобби -хождение по продаваемым квартирам.
Не правда ли, пёстрая по составу группа? Тем не менее ей удаётся сплотиться и выработать единую стратегию поведения. Нет, не для того, чтобы дать отпор преступнику. А чтобы обмануть полицию. И дело тут вовсе не в стокгольмском синдроме.
Фредрик Бакман не просто рассказчик с чувством юмора. Он ещё наделён даром сострадания. Что отнюдь не означает погружение во всемирную скорбь. Наоборот после его текстов хочется жить дальше, ведь, как пишет автор, " все мы кого-нибудь любим, а тот, кто любит, пережил много бессонных ночей, раздумывая, где взять силы, чтобы остаться человеком".
Порадовал меня и перевод. Язык оригинала передан во всём богатстве нюансов. Ну насколько это вообще возможно при переводе. При этом допускаю, что неискушённый читатель будет приходить в недоумение от некоторых шведских реалий: женщина в роли священника, мужчина, берущий декретный отпуск по уходу за младенцем, девушка, у которой есть "жена". Тем не менее вопреки этим особенностям шведского менталитета " Тревожные люди", не могут не растрогать.
И вообще там многое, как у нас.
Мы тоже берём кредиты, разводимся, спасаем родственников - наркоманов, впадаем в чёрную меланхолию и необратимо стареем. А ещё мы тревожные люди. Но при этом не спешим выбрасывать "белый флаг". По крайней мере до той минуты, пока с небес не прозвучит команда: " Пора в дорогу! " А пока мы на земле, то, как и шведская женщина- пастор, сажаем наш сад. Даже если завтра конец света.
А что касается вопроса, как этот массивный, судя по фото на обложке, с выражением здорового "пофигизма" потомок викингов может писать такие трогательные тексты, то в некотором смысле ответ содержится в авторском списке благодарностей. Там упомянут покойный друг Фредрика.
" Как жаль, что тебе не хватило сил!"
Строчка, объясняющая многое.
А ещё писатель благодарит работавших с ним психологов и психиатров.
Комментарии, как говорится, излишни.
ВСЕМ МИРА И РАДОСТИ!