Найти в Дзене
Учитель гармонии

Музыкальная школа прошлого века: сокровенное из 1980-х

Оглавление
Дубненская ДМШ
Дубненская ДМШ

Я Наташа, младшая школьница. Я родилась и живу на воле, в маленьком городе под названием Дубна. Он относится к дальнему Подмосковью - и стоит, к моей великой радости, на Волге. Он такой один в области...

Мои родители - молодые, здоровые и умные люди, учёные-физики. Они двигают науку в ОИЯИ. Ещё у меня есть бабушка (бывший авиаконструктор) и братик [пока один, позже станет два].

Несмотря на то, что я старшая в семье, со мной носятся как с писаной торбой. За моей учёбой пристально следят, налаживают для меня физкультуру, покупают лучшие теннисные ракетки и пластиковые лыжи. Ещё я с шести лет в музыкальной школе - а она в нашем городе волшебная.

Больше всего мне нравится сольфеджио - у добрейшей Елены Васильевны Световой. У нас экспериментальная программа, довольно сильная группа, мы занимаемся два раза в неделю. Со мной на все уроки допущена фанатично преданная бабушка, которая (будучи ни капли не музыкант!) сидит на последней парте и истово конспектирует.

Я все ноты слышу как они есть - и понятия не имею о том, что может быть иначе. Периодически разные сочувствующие граждане отмечают, что у меня абсолютный слух.

А ещё говорят иногда, что я хорошо пишу диктанты и угадываю разные цепочки, интервальчики, аккордики. Даже не пойму, что в этом трудного? Пою с листа, пою наизусть - всяко пою: можно номерочек из сборничка, можно инвенцию, можно темы из сонат и симфоний. Сочиняю пьески, песенки - записываю. Елена Васильевна возит меня по каким-то областным семинарам.

В нашей группе, кроме меня, неплохо справляются с делами сольфеджийными ещё двое - девочка Саша и мальчик Саша. Это пианисты, они готовятся к поступлению, [и они поступят - одна в Гнесинское училище, другой в Гнесинскую спецшколу]: они учатся у моего же преподавателя - звёздной Ирины Николаевны Захаровой. Я боюсь учителя по "специальности" до дрожи, ибо сознаю: играю я неважно.

И этому есть причины. Во-первых, я исключительно неуклюжа, неловка, далека от пластики. Руки мои с трудом координируются совместно (хотя, ежели играю своё сочинение, то поприличнее). Во-вторых, мои родители... тщательно, последовательно, аргументированно настраивают меня против музыки как профессии. Они неизменно желают мне добра! Они мыслят логично, здраво и современно. Они лучшие родители на свете; мы далеки от взаимных обид.

Мама и папа говорят, что мой путь - или в программисты, или в переводчики. Ссылаются на стабильно быструю голову, не забывают и о слухе. (Изредка проскакивает также крамольная мысль о том, что лишённые "научных" мозгов могут позволить себе, в частности, музыкантство...)

Я занимаюсь на фортепиано раза в три реже и короче, чем это имеет смысл для минимального роста. Порой - играю почти подбором, практически на слух, но самое главное и ужасное - абы какими пальцами, каждый раз разными, совершенно случайными. Играю головой, но никак не руками... У меня в наличии все необходимые извилины, но техники у меня нет.

Новая застройка Дубны и начало моста (2018) через Волгу. Вид с озера
Новая застройка Дубны и начало моста (2018) через Волгу. Вид с озера

И всё это в прошлом!

Теоретическое отделение "Мерзляковки" (1994) оказалось для подмосковной девочки Наташи 100%-ным попаданием в цель. Личный выбор сложился, вопреки всему! Родители отнеслись с уважением и поддержали морально. Позже был композиторский факультет МГК и его аспирантура.

Фортепиано, в пределах "повышенного-общего" уровня, наверсталось за училищные годы. Есть, конечно, моменты, которые "не починишь" уже никогда, однажды упустив в детстве.

Примите, пожалуйста, этот в меру назидательный пост из рук практикующего музыковеда-педагога.

Я пишу его в надежде поддержать юных музыкантов с "нестандартной" судьбой - поздновато включившихся в дело, не понятых в детстве. Не "технарей", в конце концов...

Я давно штате "Мерзляковки".

Если у меня и есть какие-то комплексы по жизни, то профессии они решительно не касаются.

Всё ещё будет, ребята!