Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, как правильно проверить свой слух и выяснить, есть ли снижение слуха и необходимо ли обращаться к врачу?
Для начала кратко о том, как устроено наше ухо и наш слухоречевой центр.
Звуковые колебания проходят через ушную раковину, проходят через наружный слуховой канал достигает барабанной перепонки.
Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются по цепочке прикреплённых к ней слуховых косточек. Эти самые маленькие косточки человека называются молоточек, наковальня и стремечко. Они механически связывают барабанную перепонку с овальным окошечком внутреннего уха.
Основная часть заполненного жидкостью внутреннего уха свернута спиралью и поэтому называется улиткой. В улитке находятся приблизительно 20 000 микроскопических сенсорных клеток, соединенных с волокнами слухового нерва и имеющих окончание в форме волосков. Разные группы этих волосковых клеток реагируют на различные частоты колебаний. Попадая в улитку, преобразованные звуковые волны вызывают колебания электрические импульсы, которые посылаются в мозг. Здесь эти импульсы интерпретируются как значимые звуки.
На этом теория завершена, переходим к практике.
Для детей, которые еще не говорят в силу своего возраста применим следующий метод.
Для оценки степени снижения слуха у ребенка можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно - от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.
Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.
Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.
Для детей до 5-6 лет целесообразно использовать список слов, представленный ниже. Слова нужно говорить шепотом на расстоянии 6 метров.
Мама Дом Стол Дедушка Парта Собака Рука Барабан Кошка Шуба Мальчик Лампа Часы Сапоги Муха Заяц Тетрадь Суп Чернила Петух
Для взрослых: самый простой способ. Необходимо отойти от испытуемого на расстояние 6 метров и шепотом называть слова, слова должны быть разными. Односложные слова и слова, которые имеют много слогов.
Пример: Дом, ворона, машина, барабан, рука, мячик, бадминтон и т.д.
Также оценку состояния слуха может дать исследование в виде тональной аудиометрии, но об этом в следующий раз.
Это все на сегодня, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, обязательно отвечу. До новых встреч!