Лето любви охватило не только Сан-Франциско - хипстерские коммуны появились и в СССР в 1970-х годах, где (по крайней мере, в теории) коммуны уже были в порядке вещей.
Кто такие советские хиппи?
"Это мы - представители нового движения. Это движение станет системой истинных ценностей". Это был первый публичный манифест такого рода в СССР, составленный группой художников, музыкантов, бродяг и свободных душ в Вильнюсе в 1967 году.
По иронии судьбы, эти советские поборники свободы духа происходили из богатых городских семей, поскольку единственными людьми в СССР, имевшими доступ к вещам, характерным для хиппи, были представители внутреннего круга номенклатуры. Одним из них был гитарист Стас Намин, солист группы "Цветы", которая стала известна как "советские Битлз". Намин долгие годы оставался безнаказанным, потому что его дед, Анастас Микоян, был легендарным армянским большевиком и ключевой фигурой революции 1917 года.
Движение хиппи в СССР развивалось параллельно с проникновением (через Восточную Европу) западной музыки на черный рынок в нескольких советских городах. Пока их американские коллеги занимались отрицанием потребительства, советские хиппи тосковали по американским джинсам и доступу к запрещенной музыке.
Однако было бы неправильно утверждать, что влияние Запада на движение хиппи в СССР было просто копированием, потому что между западными и советскими хиппи не было буквально никаких контактов. На самом деле, внутренние проблемы СССР - это масло, которое льется на излияния движения - можно с уверенностью сказать, что советские хиппи - это экзистенциальный симптом косности и жесткой хватки творческого потенциала брежневской эпохи.
Обычаи и верования
Менталитет советских хиппи - прямо из учебника Джека Керуака: восточная духовность дзен-буддизма и индуизма - всего лишь занятие ума во время их поездок автостопом и часть их стремления уйти от реальности. В официальных записках КГБ их склонность к восточной медитации была заклеймена как "идеологически опасная"; в отличие от многих хиппи на Западе, советским хиппи не очень нравилась идея добавить маоизм к их тяге к восточным философиям. Еще более "опасной" была бы их склонность к христианству, учитывая привлекательность его подпольного характера в СССР.
Со своими длинными волосами и развевающимися одеждами советские хиппи даже напоминают восточных святых и вызывают яростную неприязнь общества. По сей день в России быть растрепанным и грязным считается отрицательной чертой характера, а для советской моды 1970-х годов это было чем-то совершенно немыслимым. Массы находились под влиянием советской прессы, которая публиковала статьи, называющие хиппи "грязными", "бесполыми" и "антисоветскими" - некоторые хиппи вспоминали, как отбивались кулаками от прохожих, а им говорили, что они "плохо воспитаны".
Как и на Западе, музыка является основным способом самовыражения в советской культуре хиппи. В движении много интеллектуалов, но литература не лежит в его основе - вдохновение приходит в виде Джими Хендрикса и Дженис Джоплин на зарубежных радиостанциях, и хиппи хотят превратить свое движение в эстетический порыв против отсутствия хороших произведений в советской экосистеме.
Заноза в системе
Будучи провалом советской системы или просто безобидной альтернативой ей, власти дали понять хиппи, что их культура не приветствуется.
Столкновение между этими двумя противоборствующими сторонами носит в основном идеологический характер - культура не всегда является открыто политической, но само ее существование подрывает успех попыток "спроецировать человеческую душу", будь то с помощью военной силы или путем внедрения современных взглядов в жизнь людей. В конце концов, речь идет о пацифистах, которые часто не работают и, более того, добровольно попадают в психиатрические отделения и принимают тяжелые препараты, чтобы не попасть в тюрьму - в глазах правительства их претензии на аполитичность абсурдны.
В психиатрических больницах у них отбирают личность. "Пока я спала, они подстригли мне волосы. Потом меня отпустили", - вспоминает хиппи из Литвы. Членов коммуны "Республика священного сада" отправляли на "профилактические встречи" с местным комсомолом, о чем часто сообщали властям сами родители.
Иностранная музыка также является постоянной проблемой для правительства. В апреле 1970 года в Вильнюсе, а затем в Москве в июне 1971 года КГБ проник на концерты хиппи. В обоих случаях на место происшествия были направлены грузовики с милиционерами, которые произвели многочисленные аресты. Этот же концерт стал ежегодным мероприятием на открытом воздухе для русских хиппи в парке Царицыно.
Хотя в СССР, вероятно, никогда не было больше нескольких тысяч хиппи, они внесли большой вклад в разоблачение недостатков и лицемерия советского авторитаризма. В конце концов, это страна, которая официально является коллективной и утверждает, что поддерживает мир во всем мире через Всемирный совет мира, и в то же время относится к горстке йогов, играющих на гитаре, довольно аморально. Если хиппи в чем-то и виноваты, так это в том, что они, вероятно, слишком внимательно слушали своих учителей истории, когда те говорили им, что все хорошее происходит от коллективных действий.