Видео о данной выставке с моего Ютуб-канала
Данная статья (как обычно) обязательно будет размещена в моем основном источнике - литературном сайте "Изба-читальня" чуть позже, т.к. там возникла проблема с загрузкой фотографий.
Все фотографии - из коллекции автора статьи
Написать эту статью стоило бы раньше, но наплыв «того, что надо сделать» по исторической теме, чаще всего не даёт мне расположить сделанное в каком-то логическом порядке.
Однако, кто заинтересуется, ещё может успеть.
На ловца и зверь бежит. А ещё, Вселенная любит способствовать человеческому интересу, если от этого интереса есть польза. Как минимум для самого человека, максимум для внешнего мира.
Вот и мне вселенная который раз поспособствовала за время моих «исторических исканий», одарив внезапным, но очень интересным мероприятием.
На данный момент в выставочном зале Патриаршего дворца проходит выставка «Последние Рюриковичи. Лжедмитрий. Закат династии».
Продлиться выставка до 25 июля, билеты можно приобрести день в день (посещения) в кассах комплекса «Московского Кремля». Время работы с 10.00 до 17.00 (все дни, кроме четверга).
Экспозиция располагается в двух зданиях. Начало осмотра – в выставочном зале Патриаршего дворца, продолжение – в выставочном зале Успенской звонницы. Обе экспозиции объединены фамилией Рюриковичей, но делятся по хронологии. В первой части, вещи самих Рюриковичей, во второй - вещи, связанные с Лжедмитрием, Мнишек Мариной (и её отцом) и их окружением.
В целом, о чём выставка, я думаю пояснять не требуется. Большинство экспонатов, можно посмотреть в других музеях, но… Признайтесь честно: как давно вы были последний раз в Историческом музее, например? Я – давно, даже при моём увлечении историей грозненского периода. Собраться посетить выставку оказалось намного проще.
Что можно здесь увидеть? Собственно, как и было обещано – вещи. Рукописи, бумаги, посуда, церковная утварь, предметы вооружения (доспехи, само оружие), книги, предметы одежды, утварь из некрополей и захоронений и т.д.
Думаете, это скучно или… Как-то очень «официозно по музейному»? Я тоже так раньше думала, когда зевала на школьных экскурсиях. Дело всё в том, что «история» не должна проникать в человека официозно. Самый серьезный подход к истории как к науке, должны начинаться с искры и интереса живого, человеческого. Через собственную кровушку. Это не только убережёт от скуки, но и принесет наиболее плодотворные результаты.
У меня ведь, оно как... Жила-была девочка. К истории я всегда относилась с большим уважением и всегда считала, что в школах данный предмет должен преподаваться с особым упором. Но у меня он преподавался скучно, нудно и монотонно. Слава Богу, это заметила вовремя моя мама. Прощупав склонности и интересы ребёнка к тем или иным темам, стала потихоньку и ненавязчиво подсовывать книги, фильмы, мероприятия, которые могли заинтересовать именно меня. Вовремя разгадав механизм моего восприятия, а именно «шкурность», необходимость проживания в сочетании с подвижностью и эмоциональностью, сделала поездки по старинным русским городам – регулярными.
Но самое главное, выглядело очень просто. Это было в самом-самом начале, когда мама, после очередной поездки (да, я как сейчас помню – это был Звенигород, поразивший меня до глубины души…Там, я впервые «услышала, как капает время»), заплетая мне косицу (еще имеющуюся в наличии), шептала, словно доверяя тайну, предназначенную лично мне:
- Да… Холмы все в зелени. С ума сойти можно от красоты…А представь! Представь, что много – много веков назад, там, на этих холмах, ну или на других, важно ли… Сидела девушка, как две капли воды похожая на тебя… И точно так же, косичку заплетала…Связь времен. Это кажется, что всё прошло, а оно у нас в крови!
Вроде ничего особенного мама не сказала. Да и новыми по смыслу её слова для меня не были. Меня ещё лет в пять привезли к дедушкам-бабушкам на кладбище, чтобы я помогала родителям убирать могилы и всё про эту «связь времен» доступно объяснили. А всё одно по коже прошло… Горячим ли, холодным ли. Дрожью причастности.
Потом бывало всякое разной степени увлечённости, но никогда такой глубины, чтобы глаза испортить, просиживая над книгами. В разные периоды своей жизни увлекалась разными личностями, персоналиями, событиями. Но чтобы погрузиться до одури... Честно, впервые.
Это очень странное, щемящее чувство - бродишь среди вещей, вчера скучный и равнодушный, потом раз... И всё начинает "откликаться", пульсирует. Оживает.
Имена узнаешь - людей, живых, реальных... Люди эти тебе уже почти родные стали (сколько ночей вместе провели). Не без помощи историков конечно, но всё же. Узнаешь, как своих, родных, радуешься при узнавании, радуешься при встрече...
Смотришь на посуду, понимаешь...так всё это в руках держал царский кравчий Фёдор Алексеевич Басманов. Вот доспехи Лжедмитрия, которые своему правителю, возможно сын Фёдора подавал... Блюдо царицы Марии, волосник тихой, спокойной Анастасии... Кольчуга Шуйского, шлем Милославского... Перстень Ксении Годуновой, которую одно время хотели сосватать за Петра Басманова... Лежит себе перстень на подушке, а камень всех проходящих отражает. И скольких он за свою жизнь отразил? Кого запечатал?
И проходишь уже не мимо вовсе. Поднимается внутри воронка, уносит. Выходишь пьяный, голова кружится. Капилляры в пространстве дрожат, оживают различные эпохи.
В такой момент, ради одного этого чувства, понимаешь... Эх, не зря по ночам с историками сидел. Иногда уплывал, иногда спорил, иногда даже злился (а то! В моём случае – это почти каждый раз. Кому понравится, когда твою любимую персоналию «щенком» называют?). Но всё не зря.
На выставке восхитило даже то, что раньше по определению отозваться не могло. Например, если бы мне кто-нибудь когда-нибудь сказал, что я пойду на историческую выставку и зависну там у экспозиции с бердышами, я бы покрутила пальцем у виска. Конечно, наследственная любовь от мамы... нет, не любовь - страсть! К холодному оружию могла проснуться в любой момент, однако, однако, однако. Плавность линий, по которым протекает взгляд, оценивая возможную остроту и невозможно блестящее, великолепное сочетание данного оружия с юными рындами в белых меховых нарядах....
На фото: нижний ряд - пищали, век, к сожалению, запамятовала. Бердыши - 16-й.
А вот и кольчуга нашего Владимира Андреевича Старицкого. Крупный и пухленький был дядечка. По кольчуге, даже если накинуть на то, что имеется место для одежды, все равно видно (не знаю, насколько отразит фото), что делалось на крупного мужчину.
Если честно, то про Владимира Андреевича Старицкого нужен отдельный разговор. В дальнейшем попробую осуществить, скорее всего в рамках статьи о городке Старица. Если у кого и есть повод обижаться на гениального режиссёра С.М. Эйзенштейна, так это не у Фёдора Басманова и не у царя. А у Старицких. Поступил он с ними жестоко и бессовестно. Настоящая судьба исторического В.А. Старицкого, намного трагичнее того, что показал в фильме режиссер. Зажатый меж всеми огнями, между которыми зажать только можно, пассивный участник то ли заговоров, то ли не заговоров, то ли заговоров, слепленных не им самим халтурно и на коленке, в конце уже явно обалдевший от происходящего и самостоятельно "сливший" всех, кто опять вокруг него опять тулился... Фигура несомненно интересная, трагедийная и достойная содержательных сюжетных линий и образов, а не образа блаженного дурачка, овечки и "сакральной" жертвы.
В.А. Старицкий - вполне успешный воин, который точно также, как и остальные, ходил с царём в военные походы, был участником удачных боевых операций. Да, он не отличился чем-то геройским, но военную службу нёс вполне исправно.
Образа Владимира Старицкого, который увы, пытается закрепиться в сознании людей.
Тот же самый великолепный Павел Кадочников (исполнитель роли Старицкого в картине С.М.Эйзенштейна) мог смотреться в другом образе этого же Старицкого намного лучше. Мог быть воином и интересным соперником, а по размеру кольчуги ему стоило еще и быть "добротным дядечкой" ), но не срослось. На экране нам показали блаженного дурачка. "Художественный вымысел имеет место быть" - скажет кто-то и частично будет прав. Всё одно гениальный фильм Эйзенштейна - это не дешёвый фанфик от современных горе-фанатов, озабоченных половыми связями царя. Однако...Повторюсь...
История - великая и трагичная. С одной стороны, она намного проще фильм и книг. А с другой - намного трагичнее ЛЮБОГО сюжета. А те хитросплетения, что придумывает жизнь прикрываясь простотой...Не придумает ни один сценарист. Покажи Эйзенштейн правду, всё выглядело бы намного выше и трагичнее, чем глуповатое убийство работающее на общую "карнавализацию" фильма.
Еще один экспонат, связанный со Старицкими и важный для меня лично. Сакрально важный. Вот уж не ожидала встретить его здесь. Саадачный нож отца Владимира – Андрея Старицкого.
Вполне можно представить себе размах и красоту полета лезвия, то как размашисто, изящно он освобождается от облачения, как взгляд бежит по линии от рукояти...
Я долго не решалась сесть за работу над прозой, над романом о Фёдоре. Те, кто знает меня давно, в курсе, что прозу я пишу с двенадцати лет. Это к стихам, к поэзии я пришла поздно, если ориентироваться на условную поэтическую традицию...
Писала, писала, писала. Успешно для тех лет, как я считаю нынче. Потом, влюбилась, бросила. Все мозги вылетели. А для прозы, если это не эмоциональные зарисовки, вроде тех, что я сейчас делаю по "басмановским поездкам" нужна холодная голова, усидчивость, терпение, умение свои эмоции контролировать. Поэт отвечает за себя. Прозаик отвечает за всех, кто у него там в пространстве...
Но… Вернулась. Очень внезапно. Как выздоравливающая. Или наоборот? Больная?
Клянись, матерись, сбегай, какой толк? Однажды, я уже пыталась отказать
"историческому персонажу", историческому монологу, сопротивлялась и увертывалась, не желая пропускать через себя.
В одном из эпизодов романа Владимир Старицкий дарит Фёдору нож. Не трудно догадаться о работе принципа банального "чеховского ружья", но не важно. За кадром. Я долго выбирала и мучилась, подгребая все знания, оставленные мне (как ни странно) мамой. Мама, мама... НЕ милитаристка (категорично), которая не просто любила холодное оружие, а еще и отлично с ним обращалась. Метала точно в цель, из-за спины. С горящими глазами она освобождала ножны, являя перед собой причудливые лезвия тех ножей, что на досуге, во время обеденного перерыва вытачивал мой дедушка токарь. Я застала эти ножи. Их почти никогда не точили. Не требовалось.
Для своих литературных целей я выбрала саадачный определенного типа, сомневаясь не только в самом ноже и в том, «что я делаю и на черта?» Да, тогда ещё были сомнения в духе писать/не писать. Когда полезла узнавать, что нынче с такими ножами сталось, узнала, что такой в своем роде сохранился один единственный. И чей нож сохранился? Ай, ну, конечно не Ивана Иваныча Иванова.
Единственный подобный нож дошел от нас от отца Владимира Старицкого - Андрея Старицкого. Бинго. Нет, а почему не от Шуйского, Годунова, Хворостинина или Горбатого? А потому что.
Видать, не подарил он нож всё-таки :) Иначе бы мой талантливый красавец профукал этот подарок на раз-два. Однако, спасибо за поддержку и благословение!
То, во что я влюбилась и рисковала остаться здесь до закрытия выставки. Золотой ковш Иоанна Васильевича Грозного, который велено было отлить из полоцкого золота, после успешного взятия Полоцка в 1563 г.
Кроме естественной красоты данной вещи, на выставке для неё идеально подобрали место и свет (собственными ушами слышала, как экскурсовод хвалилась) И, да. Это так, подтверждаю! Ковш золотой, на ручке драгоценный водянисто-голубой (с синим отливом) камень. Маленькое Плещеево озеро. Я не разбираюсь в ювелирке или геологии, но думаю, в справочниках описывающих музейные коллекции, при желании можно найти ответ.
Впрочем, это не самое важное. Важно то, какие чувства вызывает эта вещица и какие мысли. Наши киноделы очень любят показывать средневековье (в частности – отечественное) как что-то грязное, какой-то постыдный хлев... Даже при царских дворцах люди прыгают на столах (не путать с «эйзенштейновским» символизмом, где изначально закладывалась аллегория), едят из каких-то лоханей, одеваются в непонятные рубища.
Однако, люди 16 века очень хорошо разбирались в красоте и обладали вкусом до которого нам нынче далеко.
Ясно, что возможности разные, но иной раз я перебираю вещи, оставшиеся от прабабки - староверки, их мало, но и то.... Кошелечки, шкатулочки, рамка для картины, гребни... Мама рассказывала про зеркала и сундуки, ткани.... Вещи из деревни! Эх, нам бы такие "вещи из деревни" вместо китайского ширпотреба или той ерунды, наоборот дорогой, которая завалила какой-нибудь ЦУМ или ГУМ...
Мои были из обычной нижегородской деревни. Хотя староверы держатся обособленно, в целом крестьяне. Если пройтись по другим музеям, можно увидеть огромное количество удивительных ремесленных работ разных социальных слоёв населения.
Наши предки красоту любили, знали, ценили. А уж при наличии-то возможностей, когда деньги и средства, что уж говорить...Даже в обыденной жизни вещи использовались красивые.
Ковш трепетный. По краям написаны земли, владыкой коих считался Грозный. Вишенка на торте в том, что на выставке очень много чудесной посуды, помимо этого ковша (и он в частности) И да, несомненно - всё это мог держать в своих руках (по роду службы своей) царский кравчий Фёдор Басманов. Вероятнее всего, так оно и было.
Еще одна чудесная посудинка -блюдо, подаренное Иоанном Грозным, своей второй супруге Марии Темрюковне. Рядом - чаша, которая стала вкладом Ивана в Троице-Сергиеву лавру.
Казанская шапка Иоанна Васильевича Грозного.
Еще одна вещь, которая меня впечатлила сильно и тяжело. Доспехи Лжедмитрия первого (расстриги). Один из самых мрачных и одновременно самых притягательных экспонатов данной выставки. Энергетически тяжелая вещь, мрачная визуально, но притягивает магнитом. Как с кольчугой Старицкого плюс-минус можно понять комплекцию человека. Сами доспехи визуально необычные для восприятия, долго разглядывала...Если всматриваться, можно найти среди узоров зодиакальные круги. Выглядит мистично. А сама конструкция с её пустыми рукавами "трубами", откуда когда-то виднелись руки – мрачно.
Как я заметила, среди экспонатов любой выставки, даже если она очень скучная (хотя выставку "Рюриковичи" скучной не назовёшь), обязательно найдется парочка экспонатов вот так притягивающих, живых, словно бы их хозяева (носители, владельцы) до сих пор не ушли далеко и остались то ли рядом со своими вещами, то ли "в них". Обычно, среди однотипных вещей, писем, бумаг, книг, рукописей, фотографий, оружия и одежды, посуды и игрушек, украшений и предметов искусства, такие вещи условно говоря "пульсируют". Я думаю, каждый вспомнит хоть один случай, когда, наскоро пробежавшись по музейному залу, ты всё-таки задерживаешься возле одной из витрин чуть дольше... Иногда сильно дольше. А может вернешься к ней уже уходя, чтобы взглянуть еще разочек. "Отпечаток горит", что называется. Вот, доспехи расстриги Лжедмитрия, они именно такие. Думаю, что расстрига далеко не ушёл.
Шлем, выполненный для старшего сына Грозного - царевича Ивана.
Волосник царицы Анастасии мне не удалось сфотографировать достойно, а это - довольно известная синяя чаша из захоронения самого Ивана Грозного.
Не менее знамения книга, точнее (даже) документ - Царственная книга лицевого летописного свода. Обычно, она храниться в Историческом музее.
Водосвятная чаша В.Ф. Скопина-Шуйского.
Небольшой бонус, для единомышленников. Виды Успенского собора, что находится тут же, на территории Кремля. Именно здесь, в ноябре 1568 года, по распоряжению Иоанна произошло печально известное низложение митрополита Филиппа. Операция прошла под руководством Алексея Даниловича Басманова. Сведения о том, что якобы Фёдор Басманов зачитывал приговор или там паче руководил - не имеют под собой никаких оснований и ни одного официального доказательства. Это не более чем сплетни наших с вами современников, которые переписывают друг у друга глупости в рамках интернет - возни.
Безусловно, присутствовать Ф.А.Басманов мог (ибо операцией руководил отец), но история нам таких сведений просто не оставила.