Актриса Анна Якунина долго работала в «Сатириконе» у Константина Райкина, потом перешла в Ленком к Марку Захарову. В кино сыграла более 30 ролей. Но настоящую популярность ей принес сериал про медиков «Склифосовский».
Анна:
В Москве я стала учиться в обычной школе и танцевать в ансамбле Игоря Моисеева. Но это уже было просто хобби. А потом – ГИТИС.
То есть актерская профессия все-таки победила.
Больше я ничего не умела. Правда, мама твердила: «Нет, ну я не знаю, разве Анька -- артистка?!» Зато бабушка, наоборот, верила в меня. Она говорила: «В тебе есть что-то от Гундаревой. И ты старайся играть, как она». Но ведь ничего общего! (Смеется) На прослушиваниях я видела, что не хуже других. Думала – не косая, не кривая, жизнь прекрасна – поступлю! И вдруг мне и еще двоим предлагают лишь места вольнослушателей. Казалось, это такая несправедливость! Но я выдержала и через год была зачислена на второй курс. Заодно закалилась и поняла, что свою «самость» в профессии придется доказывать всю жизнь, перешагивая через комплексы, сплетни, козни, интриги. Что поделать -- конкуренция.
Даже не верится, что, окончив театральный, вы не снимались целых тринадцать лет!
Еще на втором курсе меня вызвали на пробы в «Интердевочку». Потом еще в несколько картин. Так никуда и не утвердили. Дома мне объяснили, что я вряд ли буду сниматься – некиногенична. Мама шутила: «Тебе бы чуть укоротить носик…» Но что выросло, то выросло. Хотя комплекс, что «мое лицо не для кино», во мне сидел. Из-за этого я ненавидела фотографироваться и камеры боялась. Но однажды решила: «Принимай меня такой, какая я есть, товарищ камера!» То есть полностью расслабилась. И все – предложения сниматься пошли одно за другим. Хотя и раньше от нереализованности я не страдала – все заполнял театр.
А как вы попали в «Сатирикон»?
Прямо с показа. Он был долгий, нудный, все устали. Я вышла в отрывке из пьесы «За двумя зайцами» -- играла Проню Прокоповну. Только произнесла первую фразу: «Боже, какая тоска!» -- как услышала хохот Константина Райкина в зале. Сразу у меня все пошло так легко, так клево. И Райкин пригласил в труппу. А ведь как танцующую актрису меня уже звали в Театр им. Моссовета. Я даже репетировала там. Когда объявила, что иду в «Сатирикон», режиссер с обидой сказал: «Ну и дуй в свою Марьину рощу!» Я и подула.
Как Райкин относился к молодняку? Ходили слухи, что он просто тиран…
Нет, он был демократичнейшим худруком. Костя как никто умеет расположить к себе молодежь, очень любит своих артистов, всегда заряжался их энергией, а в ответ дарил массу позитива. На гастролях водил всех в ресторан. После премьеры ставил в гримерки виски или джин-тоник -- приучал к хорошим напиткам. Тогда это была роскошь! И к дорогой парфюмерии прививал нам вкус. Он ведь много лет коллекционирует духи -- в его кабинете сотни флаконов. Нас он учил: «Вы только вышли на сцену, а аромат от вас уже должен окутать зрительный зал».
Он вообще эстет, и в нас воспитывал любовь к изысканному. При этом требовал строжайшей дисциплины. Единственным оправданием нарушений считал беременность. Но в моем случае все оказалось с точностью до наоборот. Я играла в спектакле «Такие свободные бабочки». Главная роль, тяжелая морально и физически. Забеременев, сразу предупредила: играть не буду -- опасно. А Костя счел это предательством, сказал, что я подставила театр. И восемь лет потом у меня не было премьер. Он мне голым текстом сказал – ты наказана. Но я не рыдала, ролей не выпрашивала. Занималась ребенком, домом. А потом он дал мне сыграть Кукушкину в своей новой постановке «Доходное место». И все.
Что – все?
Моя жизнь сделала вираж. В день премьеры Костя сказал актерам: «Сегодня к нам придет Марк Анатольевич Захаров». И у меня внутри что-то екнуло. Ленком мне безумно нравился, но я считала, что в этот театр звезд меня никогда не возьмут. Даже просто заходя туда к друзьям, чувствовала себя как приезжий на Красной площади. И вдруг после спектакля завлит мне говорит: «А вами интересовался Захаров, фамилию спрашивал». Вскоре Марк Анатольевич позвонил Косте: «Хочу ангажировать у вас артистку Якунину на роль». Я сыграла в комедии «Укрощение укротителей», после чего мне намекнули – жди приглашения в труппу. И я ждала, как девушки ждут предложения выйти замуж.
И как это было?
Сначала долгая тишина. И вот последний день перед закрытием сезона -- 13 июня. А тринадцать у меня счастливое число. Ну, думаю, если не сегодня -- значит, пролет. Полдня гипнотизировала мобильник. Впустую. Потом решила махнуть к Шурке с Алинкой (актер театра Ленком Александр Лазарев-мл. и его жена. – Прим. ред.) на дачу. Уже Кутузовский на машине проехала, вдруг вижу -- телефон разрядился. В панике разворачиваюсь и обратно домой, телефон заряжать. Потому что надеюсь – а вдруг все-таки? И вот сидим у ребят на кухне в Барвихе, вечер уже.
Тут звонок и голос Захарова: «Анна Александровна, я подумал… А почему бы вам не перейти к нам в труппу?» В тот момент у меня было чувство, будто я «Оскар» получила!
А ведь предстояло еще объяснение в «Сатириконе»…
Да... Райкин, конечно, все чувствовал. Я только к нему подошла, а он: «Знаю, знаю, что ты хочешь мне сказать, тут все ясно». Расстались мы плохо, долго не общались. Костя даже перестал ходить в Ленком. Если мы где-то пересекались – не разговаривал со мной. И только спустя семь лет, на его шестидесятилетие, контакт наладился.
В Ленкоме вас как новенькую не пытались съесть?
Ничего такого я не заметила. Все было корректно, труппа приняла меня хорошо.
Страшно было выходить с корифеями на одну сцену?
Чуть-чуть. Но я же этого хотела! Когда с Александром Збруевым мы начали репетировать спектакль «Ва-банк», я ощутила, какая рядом со мной махина. При этом ко мне он относился с уважением, как к равному партнеру. Самое интересное, что в Збруева я была влюблена с детства. В «Сатириконе» девчонки его фотографию из журнала даже положили мне под стекло на гримерный стол. Так она и пролежала лет десять. Я ему об этом рассказала, он засмеялся: «Да ну тебя, перестань, воображала».
Он меня воображалой зовет. Когда за сценой стоим, готовимся к выходу, всегда спрашивает: «Воображать сейчас будешь?» «Буду», -- отвечаю. «Ну, значит, все нормально». Это у нас с ним такие позывные, настройки рабочие.
Еще я играла вместе с Александром Абдуловым. Он только входил в театр -- и атмосфера сразу менялась. К нему очень тянулись люди, его любили все! В нем была бездна обаяния, невероятного шарма и силы одновременно. Про таких говорят – настоящий мужик. Ко мне он благоволил. Увидел впервые в «Ва-банке», подошел, поздравил, слова хорошие сказал. Оценки таких могикан, конечно, придают силы. В итоге с Гаврилычем мы подружились.
Вскоре стали репетировать в «Пролетая над гнездом кукушки». У него тогда только начался роман с Юлей (впоследствии жена А. Абдулова. – Прим. ред.). Однажды пришел и рассказывает мне: «Представляешь, читаю вчера Юльке пьесу (сюжет разворачивается в психиатрической клинике. – Прим. авт.), а она говорит: тебе и играть ничего не надо, это твой диагноз». То есть и с юмором у него все было в порядке. Такие мужики рождаются раз в сто лет.
За двенадцать лет службы в «Сатириконе» вы так и не получили звания, а в Ленкоме быстро стали заслуженной. Приятно было?
Еще как! Марк Анатольевич считает, что звания просто так не даются, что они отражают профессиональный уровень труппы. И любит, чтобы у него в театре артисты были со званиями. Однажды заходит ко мне в гримерку и спрашивает: «Анна Александровна, а вы сильно страдаете, что не заслуженная?» И я отвечаю как одна из моих героинь: «Мучаюсь». Он оценил, рассмеялся и говорит: «Не мучайтесь, скоро все переменится». И мне дали заслуженную. Может, кто-то скажет, что все это ерунда, формальность. А мне приятно!
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
- "Я была возмущена и «человека с пальцем» запомнила". Актриса Анна Якунина о своей личной жизни
- Вера Алентова: «Нельзя жить с разорванным сердцем». Её принципы жизни
- "Мы стояли под окнами гостиницы и пели "Ты у меня одна..." Актриса Анна Банщикова
- "Мужчины думают, что если женщина красивая, да ещё артистка, то непременно лёгкого поведения". Интервью с Лидией Вележевой
- "Самое сложное было - положить голову в пасть к тигру и вернуть кредит". Актриса Ольга Погодина
МАРИЯ СПЕРАНСКАЯ, Москва, специально для «Лилит» (с) * Фото вверху: Инстаграм Анны Якуниной