Двадцать первого октября 2005 года история "классического" состава Nightwish завершилась грандиозным концертом на финской Хартвалл-Арена, о чем широкая публика узнала из известного открытого письма. Реакция на эти события со стороны фанов была не просто крайне болезненной - это была внезапная почти катастрофа, своего рода конец света в миниатюре. Кажется, вопрос о прекращении сотрудничества группы с вокалисткой Тарьей Турунен обсуждался даже на уровне президента Финляндии, если верить некоторым источникам. Группа на тот момент стала, ни много ни мало национальным достоянием страны. И это не слишком большое преувеличение.
У меня появился интернет хорошего качества весной 2009 года. Так вот. В то время по запросу "Nightwish" без труда можно было найти просто эпические интернет - сражения между сторонниками лидера группы Туомаса Холопайнена и фанатами уволенной из коллектива Тарьи. Прошло четыре года с момента события, а тематические форумы занимали сотни страниц обсуждений! И это не были архивы - темы по прежнему живо обсуждались.
Осенью 2019 года Тарья Турунен выступала в России с туром в поддержку последнего альбома In The Raw. Наш город был последним в туре. Я, конечно же, взял билеты, но концерт был отменен по техническим причинам. Но я сейчас не о своем разочаровании хочу сказать. А о бурной реакции в сети - снова те же сотни комментариев, буря эмоций, а где-то и желчь с острым недовольством. По прошествии пятнадцати с лишним лет люди все еще остро переживают о том, что давно уже в прошлом. Отмена концерта только разбередила старые раны...и сорокалетние дамы с прежним упоением принялись жалить друг друга язвительными выпадами и выяснять отношения. Некоторые из них явно недолюбливают Тарью Турунен...однако все равно хотели попасть на концерт. Парадокс?
Что так задело людей за живое в далеком 2005-м и продолжает под спудом болеть даже сейчас, спустя столько лет?
***
90-ые, с одной стороны были интересным и плодотворным периодом для рок-музыки. В это десятилетие было создано много интересного. Не только звезды 80-ых были еще очень молоды, но и звезды 70-ых внезапно порадовали целой серией отличных альбомов и реюнионов. Было что послушать, особенно в первой половине десятилетия. С другой стороны, в то же самое время как-будто открылись врата преисподней и группы самого инфернального толка начали осваиваться на поле радикальных направлений рока и металла. Много было написано хоть и талантливой, но в то же время чудовищной по смыслу и содержанию музыки - гранж, doom, death, black, готик и пр. в это время пережили период расцвета, если вообще можно говорить о "расцвете" в контексте того, что сама эта музыка была насквозь пронизана философией страшного упадка, угнетенного состояния души и отрицания жизни. К концу 90-ых многие из них, исчерпав потенциал инфернальной злости перешли к музыке, наполненной прострацией, менее "тяжелой", более насыщенной электроникой. Впрочем, не покидало ощущение, что музыканты на тот момент просто начали творчески выдыхаться, а недостаток свежих идей прятали за электронными экспериментами. Радикальный металл вообще пошел по пути отхода от мелодики, как таковой. Появилось множество групп, звучание которых, по большому счету, едва ли вообще можно назвать музыкой - это скорее крайне агрессивные техногенные шумы, сдобренные таким же деструктивным "вокалом", который больше походил на рычание обезумевшего зверя, чем на человеческий голос. Гармония и мелодия часто выбрасывались на обочину за ненадобностью...К концу декады было ощущение какой-то исчерпанности, вакуума...События 30-летия Вудстока дополнили картину - многих посещали мысли о "конце рок-н-ролла".
Не так уж уверен, что моя оценка этих десяти лет 100% верна и по ощущениям совпадет с точкой зрения других меломанов. Я попробовал кратко описать свое видение и ощущение о 90-ых и о том, чем они закончились...чтобы попробовать воспроизвести ту обстановку, в которой появились Nightwish. И почему их альбомы настолько тепло были приняты публикой.В вакууме конца 90-ых появилась группа, в музыке которой гармония и мелодия не просто отвоевали позиции, они звучали фантастически убедительно. Целый каскад свежих, красивых мелодий - это было похоже на родник с чистой прохладной водой, найденный посреди пустыни. И еще - Тарья...Это было идеальное попадание. Высокое академическое сопрано, красивейший тембр, холодные интонации голоса, за которыми чувствуется страстная и эмоциональная натура. В совокупности это сразило публику наповал.
Nightwish - результат одной из многих попыток найти комбинацию, которой до этого не существовало. Они были не первыми и не единственными для симфо-металл, и уж тем более - не первой группой с женским вокалом даже для металлической музыки. Но им очень удачно удалось совместить в одно полотно разные компоненты. В лучших вещах музыка Nightwish звучит очень живописно и мощно одновременно, занимая сразу несколько диапазонов - низкая гитара Эмпу Вуоринена и бас Марко Хиеталы создают мощные риффы, ударные Юкки Невалайнена обеспечивают ощущение потока и движения, клавишные Туомаса заполняют пространство, создавая обьемный фантазийный мир, а над всем этим ...где-то в стратосфере - вокал Тарьи Турунен, как высшее откровение. Группа достигла пика на альбомах Oceanborn и Wishmaster, которые со временем стали каноническими для симфо-металл. Последние два альбома классического состава, как мне кажется получились несколько слабее, тем не менее и там "волшебный коктейль" из отличных мелодий и вокального исполнения Турунен прекрасно работал.
Nightwish не были идеальной группой, хотя и приблизились к вершине на двух вышеозначенных альбомах. Некоторые аранжировки слушаются несколько топорно, а риффы со временем стали менее интересными, а где-то даже туповато-примитивными ...на фоне помпезных клавишных и оркестровки - явный расчет на не слишком взыскательный вкус молодой аудитории, готовой "рубиться" под незатейливый power-metal. Однако, хорошие мелодии плюс волшебный голос Тарьи все спасали. Музыкантов не назвать и особенно выдающимися виртуозами - добротный уровень, где-то чуть выше среднего. Да, они профессионалы, но при этом сами по себе не уникальны. Феномен рождался в уникальных мелодиях, воображении Туомаса,в харизме и голосе Тарьи.
Как показали события осени 2005 года, не были они и той группой, которую рисовало идеалистичное воображение многих поклонников. На сцене можно было увидеть радующую глаз картинку, где мощные парни окружают хрупкую девушку с прекрасным голосом. Образ, возникающий на сцене, хорошо подчеркивался музыкой, где сочеталось брутальное мужское начало и женская энергия гармонии и красоты. Как часто бывает в жизни, а тем более - в большом бизнесе - это был только образ, не более того.
Отчего же так много фанатов восприняли факт увольнения Тарьи Турунен настолько болезненно? Чем людей так резануло? Ведь сама по себе смена вокалистки одной из многих групп - вещь достаточно заурядная?
Просто в тот момент они поняли простую вещь - сказка закончилась.
То есть - совсем. Волшебства больше не будет. Расходимся...и добро пожаловать в реальный мир. Добрая иллюзия была разбита как зеркало из старой сказки. Группа, способная создавать шедевры вроде Sleeping Sun, Forever Yours или Wishmaster в прежнем виде больше не существовала.
Выскажу еще одну мысль, может быть спорную. У каждого из предыдущих поколений были свои великие группы, которые были кумирами именно их времени. Названия супергрупп 60 -70-ых можно писать огромными буквами, которые мысленно займут весь горизонт. Поколению 80-ых повезло чуть меньше, но и им не на что жаловаться - в то время на пике находилось множество классных групп. Даже в 90-ые были группы, попасть на концерт которых - событие. А это - многое значит, когда ты знаешь, что живешь в одном времени с музыкантами, чья музыка уносит тебя в другой мир, помогает жить, вдохновляет. Попасть на концерт...и потом вспоминать много лет. У поколения конца 90 - начала 2000х была такая группа. И вот...в октябре 2005-го все закончилось и люди это очень остро ощутили.
Ясное дело, жизнь продолжается. По отдельности Nightwish и Тарья Турунен записали немало отличного материала. Не буду ни в чем принижать достоинств Аннет Ользон и Флор Янсен - они по своему хороши. Очень люблю альбомы Тарьи - не пропускаю ни одного, слушаю даже не относящиеся к року вещи - рождественские концерты и интерпретации классики в её исполнении.
Однако, спустя полтора десятка лет, думаю что люди в чем-то были правы - именно того звучания, с тем очарованием - больше нет. То есть фаны как в воду глядели. Тот период Nightwish был уникальным. И мне кажется, что дело отнюдь не только в ностальгии.
На этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!
Другие статьи автора:
Tarja Turunen & Mike Terrana - Led Zeppelin Medley
Tarja Turunen. Десять лучших треков.
The Pretty Reckless. Hit Me Like A Man EP. Живая энергия