Найти тему

У Бога много имён, или как людей вводят в заблуждение.

Изображение из свободного доступа
Изображение из свободного доступа

Господь, Бог, Кириос, Адонай, Теос, Элохим, Иегова - имена Бога?

К обсуждению можно подойти с любой стороны и налить много воды, но мы зайдем с правильной. То есть, заглянем в корень: значение и применение указанных слов.

Господь(общеславянское: два слова gostъ+podъ) - муж, хозяин (дома), принимающий гостей, посещение которых требовало жертвенного животного. Слово "gostъpodъ" применял к любому человеку, который соответствовал значению этого слова. Уже в старославянском это слово стали применять исключительно к Богу.

Бог (общеславянское: bogъ) - наделяющий богатством. Слово не имеет личностного определения и больше является ситуативным, позже - титульным. Кто наделил тебя богатством, тот и бог для тебя.

Если со славянскими словами всё более-менее понятно, то что можно сказать о словах на греческом и иврите? Смотрим перевод ниже (в цитатах , в скобках, указано как написано в оригинальном тексте Писания)

Кириос(греческий) - государь, имеющий власть, хозяин, сильный, могущественный, господь. Это слово общего значения и в оригинальных рукописях Библии применяется и к Богу и к людям, как определяющее их положение.

а если не найдется вор, пусть хозяин(кириос) дома придёт пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего.(Исход 22:8)

И так Господь(кириос), после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. от Марка 16:19

Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина(кирион) своего: от Матфея 10:24

Адонай(иврит; варианты: адони - господин мой, господь, адон - господин, владыка) - буквальный перевод: "господа мои". Это слово произносили при чтении тетраграмматона יהו‏ה, который является именем Бога. ед.ч.: - адони, адон, мн.ч. - адоним". Слово "адони" применяется и к людям и к Богу.

Псалом Давида. Сказал Господь(יהו‏ה) Господу(адони) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.(Псалтирь 109:1, в Танахе -110:1)

ибо Господь(יהו‏ה), Бог ваш, есть Бог богов и Владыка(адоней) владык(адоним), Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,(Второзаконие 10:17)

Адоним(господА) - множественная форма обращения не только к Богу, но и к людям, для указания их значимости, величия.

И предам Египтян в руки властителя(адоним) жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь(адон), Господь(יהו‏ה) Саваоф.( Исаия 19:4)

Элохим(иврит, мн.ч.) - имеющий силу, могущество, бог. Имеет краткую форму - "эл, эль, элои". В тексте Писания применяется не только к истинному Богу, но и к людям и к богам народов. Употребляется во множественном числе для возвеличивания.

Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом(элохим) Ваалверифа;(Судьи 8:33)

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом(элохим) фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:(Исход 7:1)

Судей(элохим) не злословь и начальника в народе твоем не поноси.(Исход 22:28 ; Шемот 22:27)

Теос(греческий) - бог. Применяется не только к истинному Богу, но и к другим личностям, наделенным властью. Сатана назван "теос"

для неверующих, у которых бог(теос) века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет (2-е послание Коринфянам 4:4)

Судей(теус-богов) не злословь и начальника в народе твоем не поноси.(Исход 22:28). Сравни: Деяния 23:5, Псалом 81)

Итак, мы видим, что Господь, Кириос, Адонай, Бог, Теос, Элохим - имена нарицательные, титулы, применяемые к разным личностям исходя из их положения. Как и слова "саваоф - воинства, шаддай - всемогущий". Напомню, что имя нарицательное применяется к группе однородных объектов, а имя собственное - к одному объекту из группы для его выделения.

Иегова (иврит: יהו‏ה) - имя Бога израильского народа, имя собственное. Читаем справа налево: йуд - хей - вав - хей. В Библии записаны слова Бога, который объясняет значение своего имени. Но вот как его перевели!

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. (Исход 3:14)

Если мы откроем Писание на иврите, то увидим: Бог сказал Моисею: `эhэйэh `ашэр `эhэйэh

эhэйэh - становиться(от глагола hэй - быть), стать; ашэр - кто, который. То есть, Бог сказал, что он "стану(буду) тем кем стану(буду)".

Далее, в стихе 15, Бог говорит свое имя:

Еще сказал Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Иегова(יהו‏ה), Бог отцев ваших, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковлев послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и вот именование Мое из рода в род.(Исход 3:15 — Перевод Макария Глухарева)

Перевод Танаха на русский:

15 И сказал еще Элоhим Моше: «Так скажи сынам Исраэйлевым: ‘Йеhова — Элоhим отцов ваших, Элоhим Авраама, Элоhим Ицхака и Элоhим Йаакова послал меня к вам’. Это вечное Имя Мое, напоминающее обо Мне из рода в род».

В Писании на иврите имя Иегова встречается примерно 7000 раз. И всегда применительно к Богу израильтян. Многие библейские имена имеют в себе часть имени Бога: Иисус - Иегошуа, Иуда - Иегуда, Иван (Иоанн) - Иегоханан. Это в русском произношении. На иврите произносится не "г", а "h", похожее на русское "х" - Иеhошуа.

При создании Септуагинты личное имя Бога тоже было вписано в текст, но на иврите. Откуда мы можем это знать? К сожалению, полного текста Септуагинты первого века нет. Но есть фрагменты, которые доказывают, что имя Иегова на иврите было в тексте Писания на греческом: Папирус Фуада, датирован 50 годом до н.э. - 50 годом н.э; Papyrus LXX Oxyrhynchu 3522 - первый век нашей эры.

Значит, имя Бога произносилось и во времена первых христиан. Вспомним, что Христос цитировал Второзаконие 6:16 в ответ на искушения дьявола:

Не испытывайте Йеhову, Элоhим вашего, как испытывали вы в Массе.

Но уже в самой древней почти полной копии Септуагинты(четвертый век) мы видим, что личное имя Бога заменили на титулы "Бог, Господь". Это было сделано христианскими переписчиками. В противоположность этому иудеи сохранили имя Бога в Танахе как оно было в изначальных рукописях, не заменяя его на титулы. Кстати, по некоторым данным древние иудеи Септуагинтой не пользовались, она не была для них авторитетом.

Итог. Бог сообщил людям свое личное имя - Иегова. И никакого другого имени он не говорил. Бог сказал, что имя Иегова должно быть памятно вовеки, вечно.

В принципе, на этом можно и закончить. Для тех, кто хочет разобраться более полно в этом вопросе я дал наводку куда копать. Онлайн словари по языкам, подстрочный перевод и оцифрованные копии оригинальных рукописей доступны всем. Или задайте вопрос в комментариях.