Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Трамвайные хозяйства России с нестандартной шириной колеи получили законодательное подкрепление

В России на текущий момент имеется 4 трамвайных хозяйства с нестандартной шириной колеи. По узкой, метровой, колее мчатся вагоны в Евпатории, Калининграде и Пятигорске. Ростов-на-Дону вообще уникальное место для России - здесь трамваи работают на европейской колее 1435 мм, он единственный такой на всем постсоветском пространстве. В Крыму находится село Молочное, где курсировал трамвай, связывающий санаторий и пляж, он также работал на колее 1000 мм, но уже несколько лет как движение остановлено, а линия постепенно разбирается. Вероятность повторного запуска мала - сельской администрации это не под силу, а желающих спонсоров, увы, нет.

Новый трамвай в Евпатории, фото https://transphoto.org/photo/1487712/?vid=532759, автор MAXMASTER
Новый трамвай в Евпатории, фото https://transphoto.org/photo/1487712/?vid=532759, автор MAXMASTER

Однако в СНИПах (Строительные нормы и правила) были определены требования лишь к рельсовой колее 1524 мм. Минстроем России были внесены поправки в СНИПы, для того, чтобы не изменять размер колеи в перечисленных городах, в которых она отлична от 1524 мм. В частности изменения внесены в такие нормативные документы как
СП 84.13330.2016 "СНиП Ш- 39-76 Трамвайные пути" и СП 98.13330.2018 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии".

Изменения в СП 98.13330.2018 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии", устанавливают требования в части особенностей проектирования трамвайных путей с колеей 1000 и 1435 мм (проектирования габаритов, плана и продольного профиля, пересечений и примыканий, остановочных пунктов и разъездов, земляного полотна и водоотвода, обустройства пути). Установлены также расчетные параметры для подвижного состава, используемого на трамвайных линиях с шириной рельсовой колеи 1435 и 1000 мм, требования к мостам, путепроводам, эстакадам и тоннелям, параметры зданий и сооружений, относящихся к трамвайному хозяйству при проектировании трамвайных линий с шириной рельсовой колеи 1435 и 1000 мм.

Трамвай в Евпатории, фото https://transphoto.org/photo/1488337/?vid=15582, автор Aztec
Трамвай в Евпатории, фото https://transphoto.org/photo/1488337/?vid=15582, автор Aztec

Изменения в СП 84 и СП 98 сформированы с учетом потребностей регионов, где исторически используется колея 1000 и 1435 миллиметров, хозяйства которых испытывают трудности при развитии трамвайных сетей из-за отсутствия необходимой нормативной базы. С целью решения данной проблемы были разработаны необходимые изменения в своды правил.

Трамвай в Пятигорске, фото vechorka.ru
Трамвай в Пятигорске, фото vechorka.ru

Введение в СНИПы требований к нестандартной колее, позволит сохранить данные трамвайные хозяйства, не перешивая их на стандартную колею, и таким образом, будут сохранены исторически сложившиеся маршруты, так как далеко не по всем направлениям физически возможно проложить пути стандартной колеи.

А вот в Чехии, напротив, начата перешивка последнего участка объединенной трамвайной сети городов Либерец и Яблонец с колеи 1000 мм на стандартную для Европы колею 1435 мм. Речь идет о междугороднем участке Либерец - Яблонец, при этом в черте города Яблонец линия будет продлена до нового автовокзала. Таким образом, в бывшей Чехословакии останется единственная узкоколейная сеть трамвая в столице Словакии Братиславе.

Канал "ПАНТОГРАФ". Использована информация "Минстроя России".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки в соцсети ВКонтакте

Другие материалы канала по теме транспорта:

Единственные советские трамваи, построенные по принципу две комнаты с ванной

Гибрид "Татры" Т-3 и Т-6В5 - такой вагон единственный на свете

Водоплавающие трамваи

-4