(не могу себя отнести к ярым почитателям Солженицына, явной причины не нахожу, возможно, он был просто одним из первых, он многое говорил правильно и правдиво, видел то, что скрыто от всех завесой морально-нравственной оболочки личности и, прежде всего, советского человека, ещё он явно не терпел коммунистического фарисейства и лжи)
Этот призрак… бродит где-то там, в Европе, а у нас почему-то останавливается. Хватит нам бродячих.//Черномырдин//
Где-то в сетевых недрах мне попалась любопытная статья французского онлайн-журнала Causeur. Она уже тем заинтересовала, что помимо обычной русофобской информации о России, содержит некую оценку нынешней западной цивилизации. Более того, критическую оценку, да ещё и из уст русского советского диссидента. Итак, издание пишет, что в июне 1978 года Александра Солженицына пригласили выступить в Гарвардском университете (США) перед студентами и преподавательским составом. От него ждали дифирамбов Западу, однако в своей речи "Об упадке мужества", ставшей знаменитой, он рассказал, что западный капитализм отнимает у людей "внутреннюю жизнь", как и коммунизм, только делает это несколько по-другому. И вот, спустя десятилетия его слова можно назвать пророческими, поскольку они сбываются, заключает французский онлайн-журнал.
По мнению Солженицына, западное общество озабочено лишь поиском фиктивного счастья в атмосфере "коммерческого базара". На Западе не уделяют внимания духовному развитию человека. Более того, разрушают исторически сложившиеся христианские традиции, "когда вся жизнь пронизана отношениями юридическими, создается атмосфера душевной посредственности, омертвляющая лучшие взлеты человека". "Защита прав личности доведена до той крайности, что уже становится беззащитным само общество от иных личностей," – сказал Солженицын, указав, что эти личности уже заставляют общество подчиняться им.
Солженицын раскритиковал прессу, назвав ее пропагандистом, который извращает общественное мнение. Он сказал, что корпоративные интересы привели не к конкуренции и объективности, а лишь к однообразию и цензуре. Инакомыслящих просто увольняют, оставляя без средств к существованию. "Западная система, в ее нынешнем, духовно-истощенном виде, не представляется заманчивой. Даже перечисленные мной особенности вашей жизни приводят в крайнее огорчение," – уточнил Солженицын, подчеркнув, что западный человек не может ставить себя выше любого другого человека на планете.
Интересно, чтобы сегодня сказал бы Солженицын про нынешнюю радужную Европу, погрязшую во лжи и двойных стандартах, а про США, долдонящих миру о своей исключительности? То, что он предрекал не только свершилось, но в ещё большем масштабе и ещё более худшем варианте, поскольку духовности абсолютно нет, вообще, нет. А ещё, мне вот непонятны ожидания Солженицына от западного общества. Разве ему не было очевидно, что пресловутая диктатура буржуазии и не ставит задачу, так сказать, гуманистического просвещения общества и его духовное совершенствование? Как он не обратил здесь внимание на то, что капитализм есть интерес кучки людей, паразитирующих на человеческом социуме? И здесь, конечно, речь не о банальных иждивенцах и трутнях, отнюдь, капиталисты это упертые трудоголики, но для личных интересов и целей. Впрочем, возможно, он и не мог по ряду причин публично озвучить свою версию западной формации. Здесь можно только догадываться.
Однако, для такого острого ума говорить лишь о следствиях деградации общества, о том чего не сделано и не планируется, как-то неубедительно. Уверен, он видел и причины, но не мог о них прямо писать, будучи обласканным тем же самым улыбчивым Западом. Не мог или был просто не готов к новой реальности: обличая советский строй, его партийную верхушку и полагая буржуазное общество свободным, он увидел в Западе всё те же человеческие пороки и ему явно требовалось всё это осознать, понять и осмыслить. И вот проходить отдельную и очередную морально-нравственную линьку - это удел сильных персон, тех, кто реально является пассионарием, созданным требованием самого времени и социума. Идти всё время в ногу с изменениями духовного мира общества или даже его опережать - удел избранных. Был ли таковым Солженицын? Вопрос неоднозначный и предмет иного размышления.