Много лет я ощущал потребность в духовном поиске, откладывал, ждал лучшей части жизни со свободным временем, но когда начал, то начал с большого книжного магазина в Москве на Новом Арбате, интернета еще не было в свободном доступе, пойти в соседний православный храм я не захотел, может стеснялся, может даже боялся строгого обличения от священника, а сердце требовало ухода от гонки за деньгами, едой, работой и другими "ценностями".
Нет, я не ушел в монастырь от них, не улетел на луну, и даже не продал дом в пользу какой-нибудь секты в лесах Сибири. Я захотел изменить себя.
Говоря терминами греческих богословов, начала происходить Метанойа. Когда читаешь книгу или смотришь фильм и тебе 20 лет, а потом то же произведение уже в 40, видишь намного больше, чем в первый раз, хотя глаза те же и книга, и комната вокруг все то же самое, вот видишь и все тут, чего там не было 20 лет назад.
Ученые сказали бы, у вас образовались новые нейронные связи в голове, вы стали умнее или опытнее, и смотрите на историю/ситуацию в книге сквозь свою нейросеть.
Первая книга, которая заинтересовала меня, был многотомник Карлоса Кастанеды "Учение дона Хуана". С позиции христианства его учение лежит в противоположной вселенной и прикасается скорее к миру бесовщины, чем поисках духовности и Бога. Но как известно малое знание уводит от Бога, а большое знание приводит к Нему, поэтому я взялся за практики индейцев, еще не зная даже основ христианства. Есть там одна из практик, "мелкий тиран" называется, тематика и принципы часто встречаются и в православной аскетике несколько под другим видом, но общие принципы там точно есть.
Цитирую Кастанеду:
«Мелкий тиран – это мучитель. Некто, либо обладающий властью над жизнью и смертью воина, либо просто раздражающий его до безумия».
- «Первый подкласс составляют мелкие тираны, во власти которых всячески преследовать человека и даже довести его до нищеты, но которые не могут непосредственно лишить его жизни.
- Второй подкласс состоит из мелких тиранов, которые просто бесконечно раздражают и надоедают».
- «Первая категория – те, что мучают посредством жестокости и насилия. Вторая – те, кто своей хитростью и нечестностью создают невыносимую обстановку неуверенности и постоянных опасений.
- Третья категория нажимает на жалость – эти терроризируют посредством своего собственного страдания.
- Ну и последняя категория – те, которые просто приводят воина в бешенство».
Теперь сравним с историей из Лествицы.
"В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился прежде, нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу по имени Акакий, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным. Ведь старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное.
Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: "Что, брат Акакий, каково сегодня?" – В ответ на это он тотчас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он – делатель, то говаривал ему: "Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу".
Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу и погребен в усыпальнице отцов. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему: "Отче, брат Акакий умер". Но старец, услышав это, сказал ему: "Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом". " Поди и посмотри", – отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: "Брат Акакий, умер ли ты?"
Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: "Отче, как можно умереть делателю послушания?" – Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена Лавры 14-ю келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: "Я сделал убийство".
Общий смысл, связывающий тирана из "Учения Дона Хуана" и православием, это возможность начать побеждать в себе страсти, используя такого человека-тирана, который будет регулярно давить своей самоутверждающейся гордыней, гневом, желанием возвыситься за счет унижения окружающих. Так вот при успехе, победе над своими страстями, используя по сути "тирана" как инструмент, можно исправить и себя, а через это "тирана" тоже.
«Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя» прп.Серафим.
Попробуйте например (если вы конечно мелкий или уже крупный "тиран") оскорбить того, кто победил в себе страсти, подойдите скажем к старцу-аскету и попытайтесь его унизить, у вас ничего не получится и для него это не будет обидой, старец примет все со смирением, а гордыня "тирана" не получит удовлетворения, ведь нет ничего страшнее для нее чем душевный мир того, кто умеет этот мир сохранить даже в сложной ситуации, это можно видеть и на примере гордых бесов, в любой святоотеческой книге.
Ведь если нечего в вас задеть, то и тирану нечего от вас получить!
Пример из Евангелия Ин. 14:30 "ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего", диавол ничего не может найти в Иисусе для себя, по безгрешности Христа.
Что из этого можно вынести полезного?
Если мы рассматриваем окружающую реальность как на 100% сформированную для нашей пользы и Бог может контролировать каждый падающий волос с головы, это значит, что любой такой человек-злодей, который якобы приносит нам душевные травмы своими высказываниями, болтовней не по делу, укорением, злым словом или даже откровенным матом, по сути попускается для нашей же пользы.
Чем еще мы можем победить собственную важность? Кем мы можем понизить градус самодостаточности, самовозвеличивания, как не таким человеком? А что если мы после смерти, найдем себя в аду, а его рядом с Богом?
Ведь и Навуходоносора Бог называет свои рабом!
Иер. 27:1 И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение.
Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней.
Кто же тогда может сказать, что тиран не послан/попущен Богом?
Вспомнил о Карлосе Кастанеде после ситуации с одним человеком в храме, который пытается надавить на больные места души, даже и не только души, но и в бытовых вопросах, часть людей обижается, другие возможно ушли в другой приход, часть отстраняется (только Бог и я), но "царский путь" это попытаться рассмотреть ситуацию с позиции получения пользы, при этом не стоит забывать границы, смирение это хранение мира, но не потакание страстям.
Что будет если потакать тирану?
Вспоминается история о монахе, который ничего не имел, кроме книг в своей келье, но однажды, когда он отсутствовал, к нему забрался вор и в момент, когда он выносил эти ценные книги, пришел монах. Но вместо того, чтобы обличить вора или позвать на помощь, он помог ему вынести их, и перебраться через забор.
Дальше вора поймали, книги передали в магазин, а уже после их купил паломник, который решил подарить их тому самому монаху.
Имея такого "полезного тирана" рядом, нужно помнить такие моменты:
- Получая штангу не по силам, спортсмен может получить травму от нее, она его просто придавит, для этого есть тренер, контролирующий процесс, который находится у христиан там, Свыше и штанга дается строго по силам каждого.
- Могут ли больные, лежащие в общей палате, пытаться вылечить другого больного, только по той причине, что у него видимые признаки болезни, хуже, чем у других?
- Зачем Христос привел пример с блудницей и фарисеями, которые пытались ее осудить, не имея права на суд, т.к. были больны той похожей болезнью?
Мы живем под Богом. Точнее даже так, мир пронизан Его энергией абсолютно везде, у Него все под контролем и если сложная ситуация коснулась нас, нужно принимать решение о правильном выборе, основная задача, это спасение и конечно духовный рост, как говорил преподобный Серафим,
-"Вот я вам расскажу про себя, убого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда я не был еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, которой нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить."
- Можно остановить вора - это правильный выбор, он понесет наказание, и вы получите моральное удовлетворение от правосудия и справедливости.
- Можно помочь вору или не мешать - это тоже правильный выбор, он доступен высоко развитым душам, которые ставят духовное приобретение выше материальной ценности или мирской справедливости, проходя скорбь они получают еще и духовную прибыль.
Всем пользы, Христос посреди нас!