Найти тему

"...и сегодня время все еще бежит вслед за ним"

К столетию "отца" современного графического романа Уилла Айслера

В последнее время на встречах с читателями меня спрашивают: а почему ваша книга комикс, а разве это хорошо, что в таком формате, вот скоро у нас одни комиксы и останутся и пр, пр. Поэтому отвечу сразу на все вопросы.

Моя книга "Хранить вечно!" - это не комикс, это графический роман. В чем же разница между комиксом и графическим романом? Она есть и довольно большая.

Что такое комикс? Это общее название для всех рассказов в картинках, где сюжет рассказывается преимущественно с помощью иллюстраций, а не текста. То есть текста в комиксах практически нет. Другое дело, графический роман. В нет текст играет далеко не последнюю роль, наравне с иллюстрациями. Графический роман – это именно литература. И потому строится графический роман по тем же принципам, что и традиционное художественное произведение: завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал.

Это история, нередко весьма сложная и запутанная, рассказанная при помощи последовательно расположенных графических изображений и сопровождающих их текстовых вставок.

Датой официального «рождения» графического романа можно считать 1978 год, когда американский график Уилл Айснер создал графическую версию печальной повести о своем детстве «Контракт с Богом» (сама повесть написана в 1938).

"В 1978-м, - писал он, - вдохновленный произведениями Отто Нюкеля, Франса Мазереля - авторов экспериментальной графики, которые в 30-х годах публиковали серьезные романы в рисунках без всякого текста, я отважился на объемный труд в сходной форме... Я назвал его графический роман". Этот рискованный новый проект не был похож ни на что, виденное ранее: литературно-художественное произведение (с автобиографическими элементами)объемом с полноценную книгу, рассказанное с помощью последовательных рисунков. Крупные издатели, которым Айснер представил свою необычную книгу, отказались браться за столь неординарный и рискованный проект. Но Айснер не сдавался. Книга много значила для него, больше, чем что либо еще, созданное ранее, - до боли.

"Работа над этой историей стала преодолением внутреннего кризиса. Моя единственная дочь Элис скончалась от лейкемии за восемь лет до публикации книги. Я все еще скорбел. Сердце разрывалось. Я даже не мог говорить ни с кем об утрате..."

В 1978-м году после неудачных попыток заинтересовать корпоративных издателей, Айснер предложил проект Норману Голдфинду, в издательство Baronet. Голдфинд согласился издать книгу. Сделка предполагала финансовые вложения со стороны Айснера. Да, самиздата тогда не было, но авторы так же были вынуждены издаваться хоть и под грифом издательства, но за свои деньги.

"Контракт с Богом"
"Контракт с Богом"

"Графический роман" (термин тогда незнакомый и маловразумительный для комикс-индустрии) был выпущен в 1978-м. Поступила доброжелательные отклики. Но понадобилось время, чтобы "Контракт с Богом" нашел своих почитателей. В 1985-м было выпущено второе издание книги, третье - в 1999-м. Айснер тем временем продолжал работу и создал боле дюжины других графических романов, а также обучающие пособия для своих курсов в Нью-Йоркской школе визуальных искусств.

Уже в 1992 году графический роман о Холокосте «Маус» Арта Шпигельмана получил Пулитцеровскую премию. Довольно быстро стало понятно, что графический роман способен поднимать весьма серьезные темы. Например, роман «Эпилептик» Давида Б. (псевдоним Пьера-Франсуа Бошара) повествует о тяжелой борьбе, которую ведут родители за жизнь сына, а роман «Персеполис» Маржан Сатрапи иллюстрирует исламскую революцию в Иране.

Графический роман "Маус" Арта Шпигельмана о Холокосте.
Графический роман "Маус" Арта Шпигельмана о Холокосте.

За месяц до смерти Уилл написал с вполне обоснованной гордостью: "Хотя никто из крупных издателей не желал за него браться, этот графический роман продолжает переиздаваться 27 лет и даже был переведен на одиннадцать (теперь уже пятнадцать - авт.) различных языков".

Юбилейное издание, которое я на днях приобрела в издательстве МИФ, опубликовано к 100-летию Айснера. Курс Воннегут назвал этот роман "душераздирающе величественным". А Джон Апдайк сказал: "Айснер не просто обогнал свое время, но и сегодня время все еще бежит вслед за ним".

"Родившись и выросши в Нью-Йорке, пробившись и утвердившись в нем, я несу груз воспоминаний, и грустных, и радостных, который остался сокрытым в недрах моей памяти. Если угодно, можете называть меня графическим репортером, отражающим жизнь, смерть, душевные потрясения и нескончаемую борьбу за успех... или хотя бы за выживание", - писал Айснер в предисловии к книге.

Поддержать издание графического романа "Хранить вечно!" можно здесь