Найти тему
Мысли вслух

Годовщина крушения самолета в Перми (14.09.2008)

Оглавление
Мемориал погибшим на месте крушения - 88 белых колонн. Фото: Евгения Бродникова.
Мемориал погибшим на месте крушения - 88 белых колонн. Фото: Евгения Бродникова.
-2

14 сентября 2008 года в Перми разбился самолет Боинг-737. Катастрофа унесла жизни 88 человек, в том числе семерых детей. На борту находились 21 иностранец.

Самолет Боинг-737-500 вылетел из аэропорта Шереметьево в 01.12 мск. Связь с пилотами пропала в 03.10 мск. Через полчаса авиалайнер рухнул на землю.

Видео с места крушения самолета, сделанное в первые минуты после крушения.

Падение, при котором самолет взорвался, произошло фактически в черте города Пермь, в его юго-западной части, в Индустриальном районе. Его обломки разбросаны на площади 10 тысяч квадратных метров. Самолет упал в пустынной местности, поэтому жертв и пострадавших на земле нет.

По данным компании "Аэрофлот", которой принадлежал самолет, на борту Боинга-737 находились 82 пассажира, в том числе семь детей, а также шесть членов экипажа из Архангельска. Все они погибли. Среди погибших есть иностранцы: девять граждан Азербайджана, пять - Украины, по одному - Франции, Швейцарии, Латвии, США, Германии, Турции, Италии. В самолете летели 24 москвича.

На борту Боинга был бывший командующий Северо-кавказским военным округом, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев. По данным пресс-службы администрации Пермского края, Трошев вместе с первым вице-президентом федерации самбо РФ Владимиром Погодиным летел в Пермь для участия в турнире по самбо памяти Василия Шваи, который в эти выходные проходит в Краснокамске. Кроме того, на борту самолета находился президент федерации самбо Чувашии, депутат Госсовета республики Александр Иванович Трофимов.

На трагический рейс опоздали трое взрослых и двое детей. Они уехали в Пермь поездом.

При падении самолета было повреждено железнодорожное полотно Транссибирской магистрали.

Сразу после катастрофы Медведев поручил министру транспорта Игорю Левитину сформировать правительственную комиссию по выяснению причин крушения самолета.

Расследованием катастрофы Боинга в Перми занимались взрывотехники и эксперты 13-го НИИ Минобороны, которое расследует катастрофы военных самолетов и вертолетов.

Первоначальные данные и осмотр места происшествия свидетельствуют о том, что "Боинг" развалился на мелкие части и на земле практически не видно крупных фрагментов фюзеляжа. Это может говорить, о том, что самолет мог взорваться в воздухе. На первоначальном этапе рассматривались более 100 версий произошедшего.

Версий произошедшего действительно было много...

Спецрепортаж об этой трагедии не вставляется в статью, поэтому укажу просто ссылку на него:

https://ok.ru/video/1794163476998

С первых дней после трагедии уже появилась информация, что во время полета пилот разбившегося самолета Родион Медведев вел себя неадекватно. Диспетчер Ирек Бикбов, который вел самолет до момента аварии, рассказал о весьма странном поведении пилота «Боинга»: «Экипаж принял указания, но не выполнял их. И потом я дал ему курс правый разворот, а он пошел влево. И сам спросил: «А нельзя нам зайти с этого захода?» – как будто спешил почему-то. Я спросил его: «У вас все в порядке?» – он ответил утвердительно. Тогда я ответил ему: «Нет, выполняйте повторный заход», – и «повел» его снова по схеме, как положено. По локатору было видно, что высота начала уменьшаться. Тогда я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет на следующем круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И где-то, когда высота была 600, я услышал крик: «А-а-а!» – и потом мат. Я ответил ему: «Сохраняйте 600!» Высота по локатору была именно такой. Он на это не отвечал».

Бортовые самописцы разбившегося самолёта были найдены и переданы МАК для расшифровки и проведения расследования. Их лентопротяжные механизмы получили значительные повреждения, однако считывание записей обоих устройств удалось произвести. Несмотря на показания очевидцев, видевших самолёт якобы «горевшим», оба двигателя упавшего самолёта работали до столкновения с землей, пожара и взрыва на борту лайнера не было.

Реконструкция на основании переговоров.

Спустя полгода после трагедии обнародовали и официальную версию, почему разбился лайнер. По официальным данным следствия, все случилось из-за ошибки экипажа. Виновником трагедии признали командира воздушного судна Родиона Медведева. Еще в феврале 2010 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета заключила: «Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем на заключительном этапе полета». В заключении также говорилось о недостаточном уровне профессиональной подготовки экипажа, а также о том, что в организме пилота был обнаружен алкоголь...

В то, что в крови пилота был обнаружен алкоголь, родные погибших не верят. Наталья Залазаева - глава инициативной группы родственников погибших, в той катастрофе погибли её дочь и зять. Вот, что она говорит: "Когда прошло первое расследование, обвинили летчика, что он якобы оказался пьяным. Я до сих пор повторяю и, наверно, с этой мыслью и умру, если от наших родных ничего не осталось, самолет взорвался и сгорел, то как проверили его кровь? Сейчас я выскажу свое мнение. Пассажиры погибли 14 сентября, а хоронила я своих ребят только 20 октября, спустя 39 дней. Алкоголь в крови держится всего неделю. Учитывая, что невозможно было сразу определить, где чьи останки, как могли с такой точностью определить, что именно в крови пилота был алкоголь. Там, наверно, и крови-то не осталось. Как могли объявить летчика пьяным? Сначала расследование велось в Перми. Потом все документы увезли в Москву. Мы ничего не могли добиться. Нам обязаны были предоставить все материалы. Всем родным. Мы имели право ознакомиться с ними. Нам ничего не дали. Мы несколько раз возвращали дело. Когда исполнилось пять лет после трагедии, приезжали родственники летчиков из Украины. Мы разговаривали с ними. И мы им открыто сказали, что не виним их родных, их мужей. Спустя девять лет я понимаю, что мне не станет легче, если я узнаю правду. Дело не пересмотрели, мы уже больше не пишем. Сейчас органы могут ссылаться, что истек срок давности. Самолет, точнее собранные обломки, долго лежали на аэродроме, сейчас, скорее всего, его утилизировали. Я думаю, теперь концов не найти.

Мы все понимаем, что тут скрывать, это был теракт. Как объяснить, что нашли в одной куче телефоны, нашли много документов, собранных в одном месте. Почему так долго все скрывали? Многие уверены, что самолет летел на ПНОС (ПермьНефтьОргСинтез - в этом месте располагаются заводы нефтяной и химической промышленности). Могло погибнуть гораздо больше людей. В момент падения там близко шел поезд. Кроме того, там вокруг столько жилых домов. Если бы самолет упал на ПНОС, тут не было бы ни Нагорного, ни Кондратово, ни Индустриального района. Поэтому мы живем благодаря нашим ребятам."

У меня было несколько знакомых, которые живут рядом с местом трагедии и были хорошие знакомые, потерявшие в этой трагедии своих близких... Про вероятный теракт я слышал и не раз - действительно, очень много странного в этой трагедии. Большинство авиакатастроф происходит из-за явных ошибок пилотов, каких-то негативных внешних условий, ошибок наземных служб. В данном же случае много непонятных моментов - слишком мелкие остатки самолета и родственники погибших говорят о еще нескольких "интересных" моментах:

1. Со стороны поселка Кукуштан слышали звук, похожий на звук ракеты;

2. Слишком быстро прибыли на место аварийные службы - возникло подозрение, что они уже были в курсе чего-то и ожидали неподалеку. Аварийные службы, милиция (тогда еще милиция) и т.д. прибыли на место и оцепили район уже минут через 10-15 после трагедии. Даже, если бы они выехали сразу после катастрофы, времени до прибытия на место и организации оцепления ушло бы больше.

Рассказы очевидцев

1. Я живу на улице Самолетная, 62а (крайний дом у железной дороги). Сидел за компьютером, когда вдруг услышал шум. Смотрю, на улице все красное. Через пару мгновений что-то пролетело и дальше взорвалось. Я за секунду оделся и выскочил на улицу. Побежал я к железной дороге, и тут стали подъезжать первые машины. Тут мне сказали, что точно упал самолет. Мы побежали туда кого-нибудь спасать и, ступая по лужам и падая, звонили в пожарную службу. Но сразу подходить близко не стали – там все взрывалось. Когда мы подошли поближе, то увидели огромные куски железа, руки, ноги... В общем, полная жуть. Кому-то даже стало плохо. Там еще были частные дома. Позже народу стало много, и подъехали пожарные. Из их раций кто-то услышал, что это «Боинг-737». Больше я там находиться не мог... Это было в 200 метрах от дома....

2. Маргарита Неугодова, жившая тогда по улице Советской Армии, на субботу пришелся ее день рождения, и в ночь трагедии в ее квартире гости разошлись только под утро: В пять утра раздался страшный гул, а еще через две секунды взрыв. Я увидела зарево. Моя комната выходит во двор. От соседей из другой многоэтажки я узнала, что они видели огромную тень, а потом взметнулся высокий столб огня. Этот дом как раз загораживает наш. Сама я почувствовала взрывную волну, но стекла не вылетели, – На том пустыре, куда рухнул самолет, недавно снесли деревянные бараки и жильцов расселили. «Боинг» упал совсем рядом с нашим спальным районом. При такой скорости расстояние ничтожное. Пилот в последний момент направил самолет на пустырь, благодаря ему живы мы.

Напоследок несколько афоризмов, связанных с темой статьи:

  • Автомобиль - самая большая катастрофа за всю историю городской архитектуры. (Филип Джонсон)
  • В лоне великих катастроф зреет страстное желание жить. (Альбер Камю)
  • Газета не знает различий между велосипедной аварией и катастрофой цивилизации. (Джордж Бернард Шоу)
  • Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия — лучших, чем существующие. (Аристотель)
  • Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия. (Антон Павлович Чехов)
  • Трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений. (Вольтер)
  • Трегадия очищает через страх и сострадание (Аристотель)
  • Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда. (Альбер Камю)

Это всего лишь мои мысли вслух.

Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях!

Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение, поделитесь им в комментариях.

Возможно, Вам будут интересны другие статьи: