Перед тем, как я и мои однокурсники должны были получить дипломы о высшем педагогическом образовании, в вузе было проведено что-то вроде «ярмарки вакансий»: из разных районов, сёл и деревень съехались работодатели в поисках учителей для своих школ. Честно говоря, мероприятие было скорее формальным, ибо «гостей» практически не было, а к нам на факультет зашёл всего лишь один человек.
Это был вежливый дяденька средних лет, с усами и в костюме. Кажется, это был глава села или директор школы. Очень вежливо и тактично мужчина сказал всем собравшимся в аудитории студентам, что ему срочно нужен учитель... Если память не изменяет, село называлось Усть-Нюкжа, расположенная на самом севере Амурской области. Село на пятьсот человек, большинство это представители коренных народов (якуты и эвенки), занимающиеся оленеводством.
Из достоинств своего предложения, мужчина назвал повышенную «северную» зарплату, ускоренное накопление стажа и жильё. Но всё-таки гость университета поступил честно и рассказал о минусах, за что ему большое спасибо:
- Жильё даётся, но это дом на земле без водопровода и c удобствами на улице;
- А на самой улице зимой может быть минус 40, и даже 50;
- Но зима это не так плохо, потому что летом к температуре в +30 добавляются комары, мошка и овода;
- Русских людей мало, основное население это представители малых коренных народов;
- Из медицины только медпункт, больницы нет;
- И вишенка на тортике: все «тёплые» месяца (без льда) наземного сообщения с большой землёй просто нет, только вертолёт или катер;
- По этой причине, «северная» зарплата с лихвой компенсируется высокой стоимостью и малым выбором товаров в местных магазинах.
Стоит ли говорить, что молодых студентов, уже привыкших за пять лет учёбы к городским (пусть и общажным) благам в виде водопровода и центрального отопления, это не очень сильно привлекало? Да и главный плюс в виде зарплаты бесполезен, потому что будь базовая ставка не 15, а все 40 тысяч рублей, всё равно особо ни на что не накопишь из-за высоких местных цен. Разве что на пенсию поскорее выйти. Но положить всю свою жизнь ради выбивания учительской пенсии это сомнительное удовольствие, особенно когда тебе, молодому и здоровому, хочется радоваться, веселиться и жить полной жизнью, а не мерзнуть и кормить комаров где-то в тайге.
Да и с пенсиями в последнее время творится какая-то ерунда, о чём вы все прекрасно знаете.
Скажу честно, у многих студентов мужчина вызвал сочувствие: ему и правда нужен учитель, но он ничего не мог предложить такого, что заставило бы молодых людей бросить всё и уехать в тайгу! Его возможности ограничены лишь домиком без удобств. А в советские времена Север поддерживался льготами, специальными ценами и особыми условиями для местных жителей, но с 1991 года эта местность осталась без государственной поддержки. Поэтому «старые» русские уезжают, «новые» не приезжают, и остаются только живущие промыслами местные коренные народы.
И это проблемы всего Севера — без льгот, поддержки государства и нормальных условий жизни (хотя бы дома с водопроводом) никто добровольно не согласится жить и работать в тайге, а численность населения продолжает стабильно падать. И насколько я знаю, никто из моих однокурсников в Усть-Нюкжу так и не уехал.
Спасибо за уделённое статье время и удачного вам дня!