Найти тему

Городская легенда. Автобусы

7Один из столичных туристов, побывавших в Горно-Алтайске, обратил своё внимание на столь распространённые здесь автобусы с красными газовыми баллонами на крышах.

На фоне Национального Театра Республики Алтай
На фоне Национального Театра Республики Алтай

- Местные, подскажите, пожалуйста, - спросил в видеообзоре сей блогер (впрочем он же представился, и его зовут Давид, а в сети он зарегистрирован, как Arstayl).

Так вот, Давид тут же попытался снять свой вопрос:

- А впрочем, что тут подсказывать, - решил Арстайл, - и так понятно: автобусы на газу работают…

Нет уж. Как говорится, спрашивали - отвечаем. Потому что история с красными баллонами на автобусах Горно-Алтайска – прямо-таки эпическая.

Эпос – это вообще традиционный метод изложения информации, испокон веков практикуемый в Горном Алтае. И я начну тоже издалека, чтобы излагать традиционно долго.

Почти три тысячи лет назад на плато Укок, находящемся в Республике Алтай, было совершено захоронение женщины, чьё тело оставалось нетленным вплоть до археологических раскопок 1993 года.

Говорят, что душа остаётся привязанной к такому телу и продолжает служение людям, продолжает работать на тонком плане, продолжает быть хранителем важной для последующих поколений информации.

В Горном Алтае живут преимущественно мистики, поэтому раскопки и вывоз мумии «принцессы Укок», «алтайской принцессы», как её окрестили в народе, были восприняты местными жителями крайне негативно. Все последующие природные катаклизмы, а также экономические и политические кризисы, как в регионе, так и в стране, трактовались жителями Алтая, как нарушение покоя Хранительницы Земли. Среди населения активно собирались подписи за возвращение принцессы в лоно алтайской природы. Иногда в процессе обобщения требований возрождающегося национального самосознания звучали и предложения вернуть на историческую родину золото, вывезенное археологами из Пазырыкских курганов и хранящееся ныне в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Официальная власть Горного Алтая попробовала соответствовать настроению общества и сделала запросы в соответствующие инстанции о возможности возвращения содержимого курганов на родину, например, в краеведческий музей Горно-Алтайска. Но инстанции подняли правительство региона на смех: ни условий для хранения золота, ни условий для хранения мумии в здании музея не было.

Тогда Правительство Республики Алтай задумалось о реконструкции музея и даже нашло для этого дела богатого спонсора: томский филиал Газпрома. Изначально на проект просили, как я слышал, 250 миллионов рублей. И Газпром деньги выделил. И стройка закипела.

Только, сами понимаете, когда зарплаты у всех в регионе невысоки, и вдруг на горизонте замаячили такие крупные деньги, то одновременно у многих появилось и искушение присвоить себе кусочек этих средств. Чиновники и руководители, понятное дело, химичили на уровне подрядчиков, смет и откатов, а простые работяги тем временем продавали на сторону цемент и электроинструмент. Короче, деньги быстро закончились.

Тогда власти снова пригласили представителей Газпрома в Горно-Алтайск, показали им незавершенный объект, нашли разумное объяснение, почему кончились деньги. Попросили ещё столько же…

И очередной транш был получен. А может быть он был ещё и не один. Но в итоге музей всё-таки достроили. Мумию в него перевезли. Она хранится теперь в специальном застеклённом помещении с копией саркофага, где поддерживаются определенные показатели влажности и температуры. По некоторым данным стоимость одного лишь этого специального помещения составляет сотни миллионов рублей... Вот только и в этом случае остаётся подозрение, что отнюдь не все оговоренные деньги были потрачены по назначению, потому что из-за малейшего увеличения числа посетителей музея в помещении с мумией принцессы увеличивается температура, из-за чего «алтайскую принцессу» обычно показывают только VIP-персонам, либо по определённому графику, выложенному на сайте музея.

А при чём же тут газовые баллоны, краснеющие на крышах автобусов? – спросите вы. Наберитесь терпения: городская легенда, собранная мной по крупицам из высказываний моих пассажиров ещё не закончена.

Итак, реконструированный музей торжественно открыли в 2012 году. Руководителей томского филиала компании Газпром горячо поблагодарили.

- И это всё? – удивились томичи, вложившие в строительство огромнейшие деньги.

- Ну, а что бы вы от нас хотели? – удивились в свою очередь члены правительства Республики Алтай.

- Давайте, что ли, мы хотя бы свою газовую заправку у вас в Республике построим.

- Без проблем. Конечно. Стройте!

И вот в Республике Алтай через короткое время открылась первая в Горном Алтае метановая заправка (потому что томский филиал Газпрома занимался как раз метаном).

Тут бы время томскому Газпрому и обрадоваться – как никак бизнес расширился, да вот только не было тогда в Горном Алтае абсолютно никакого спроса на метан. Если какие-то автомобили и были оборудованы газовым оборудованием, то они нуждались только в пропане. Газпром поделился с местной властью возникшей проблемой: заправка есть, но заправляться там некому.

- А ведь метан более экологичный вид топлива и стоит он дешевле пропана.

- Ну, а что мы можем сделать? – (согласно моим предположениям именно так) ответило руководство Правительства региона. – Газовое оборудование-то, для перевода автотехники на метан, стоит дороже пропанового. А жители у нас в Республике, в основном, безденежные. Чем же мы вам можем помочь?

- Так давайте, к примеру, городской транспорт на метан переведём?

- А городской транспорт у нас частный, весь под индивидуальными предпринимателями. Их много. Как тут со всеми договоришься? Мы же им приказать не можем…

- Но мы ведь вам помогли, помогите и вы нам. Придумайте что-нибудь.

Сразу говорю: при таком разговоре я лично не присутствовал. Однако как раз примерно такой воображаемый диалог мог и привести к тому заявлению, которое вскоре сделала владельцам рейсовых автобусов Администрация Горно-Алтайска: тем, кто не переведёт свои автобусы на метановое топливо, лицензия на пассажироперевозки продлена не будет.

Не помню точно, но, по-моему, причина перевода автобусов на метан была объявлена благородная: в целях улучшения экологической ситуации в городе. Но владельцы автобусов, безусловно, понимали, откуда растут уши.

- А где же я возьму такие деньги? – жаловалась мне в такси одна тётушка, владевшая двумя ПАЗиками. – Почти пару сотен тысяч на каждый автобус…

Но вот прошло время, и мы видим, что с поставленной задачей все автобусники справились: у каждого горно-алтайского ПАЗика на крыше красуется по нескольку газовых баллонов.

Возможно, что многие владельцы автобусов теперь даже рады такой трансформации, поскольку метан реально намного дешевле бензина, что позволило сэкономить за годы эксплуатации немало денежных средств.

Возможно кто-то уже даже стал забывать, кому мы должны быть благодарны за то, что автобусы в Горно-Алтайске ездят на экологичном метане. Возможно, все забыли, кому; но я помню: конечно, «принцессе Укок».

Давид Arstayl
Давид Arstayl

P.S. https://youtu.be/qo9PnKr7scg - ссылка на упомянутый вначале видеоблог Давида.