Найти тему
Хохлов Сабатовский

Сколько реальности и графики в фильме «Начало»?

Оглавление

Поговорим о том, как сняты наиболее яркие сцены магнум-опуса британского кинорежиссёра Кристофера Нолана.

О фильме и планах

«Начало» или по-английски Inception, то есть «внедрение», исследует идею связи реальной жизни человека с тем, что происходит с ним во сне.

Эту тему Кристофер Нолан, черпая вдохновение из собственных снов, разрабатывал на протяжении целых десяти лет.

Режиссёра потрясала мысль о том, что во снах всё создается человеческим разумом прямо в процессе сновидения. Он находил в этом большое сходство со знакомым процессом создания фильмов.

-2

Еще в 2000-х годах, снимая свою вторую полнометражную картину «Помни», — которая, кстати, также как и «Начало» затрагивала аспект субъективности времени, режиссёр обдумывал сценарий фильма, основное действие которого будет происходить в пространстве сновидения.

Проблема заключалась в том, что масштабность и реализм снов требовали размаха, который на тот момент известному лишь в узких кругах режиссёру был не по карману.

На тот момент за плечами Нолана ещё не возвышалось высокобюджетных блокбастеров, на которых бы уже набили кошельки продюссеры. Поэтому с каждой новой попыткой закончить сценарий «Начала» режиссёр максимально ужимал экшен лишь бы втиснуться в ориентировочную смету.

Однако эпический характер сценария и личный фетиш режиссёра использовать как можно меньше зелёного фона в кадре — требовали больше золота.

Сам Нолан говорил:

«Нет ничего более депрессивного, чем видеть зелёный экран и актёров, которые пытаются перед ним работать»

Ко всему прочему, Нолан — один из тех режиссёров, которые предпочитают снимать на плёнку, что тоже не удешевляет производство.

В результате вернуться к идее фильма о снах Нолан смог лишь спустя восемь лет и четыре полнометражных фильма. Бюджет в 160 млн долларов дал ему возможность снять картину такого масштаба, которого требовала идея. Давайте разберём, как создавались наиболее яркие и масштабные эпизоды фильма «Начало».

Эпизод первый. «Взрыв кафе в Париже». Тренировка

Съёмка распада реальности, за которой, сидя в парижском кафе, наблюдают Кобб и Ариадна, была осложнена тем, что парижане были против взрывов в центре города.

К тому же, Нолан требовал, чтобы актёры Ди Каприо и Эллиот Пейдж непременно находились в кадре.

-3

Для одновременного решения этих двух задач специалист по спецэффектам Крис Корбулд придумал вместо взрывчатки использовать воздушные пушки.

Этот механизм выброса фрагментов объектов отрабатывали в ангаре, посадив за столик людей таким образом, чтобы мусор летел во все стороны, но не задевал их.

Второй аспект этой сцены — это последовательное разрушение объектов, которое должно было происходить в строго выверенные промежутки времени.

Коробка вылетает, затем распадается, после чего вылетает следующая и также разлетается на части. К этой идее «фрактального разрушения» Нолан пришёл, просматривая видео о том, как взрывы происходят под водой.

Для того чтобы была возможность последовательно замедлить каждую из частей кадра на посте оператор Уолли Пфистер использовал камеру Photosonics 4ER, которая снимает на стандартную 35-мм плёнку, и цифровую камеру Phantom — на неё велась запись со скоростью до 1000 кадров в секунду.

Над расчётами и эффектами сцены работала кампания «Дабл Негатив». С помощью собственного набора инструментов для графики — Dynamite Dynamics, компания добавила кусочки предметов, которые нельзя было выбрасывать пушкой — твёрдые металлы, стекло, мебель, посуду, камни, вылетающие из фасадов зданий.

-4

Куда сложнее было реализовать знаменитую сцену «складывания» Парижа пополам. Для этого «Дабл Негатив» наняли стороннюю компанию Lidar VFX Services, которая с помощью собственной технологии 3D-сканирования получила высокодетализированные модели всех домов, расположенных на улице.

Неохваченными остались только крыши зданий, поскольку для этого необходимо было бы поднять сканер в воздух, Дабл Негатив воссоздавали их по фотографиям. Наложение текстур происходило в программе Renderman, изобретённой компанией Pixar и в настоящее время являющейся бесплатной. В сцене, где улицы полностью согнуты — все машины и люди нарисованы на компьютере.

Эпизод второй. «Грузовой поезд посреди Лос-Анджелеса». I уровень сна

Сцена появления грузового поезда посреди мегаполиса была придумана Ноланом при очередном переписывании сценария. Этот момент нужен был для того, чтобы показать опасность подсознания Кобба, но воплотить задумку стало большим испытанием для съёмочной команды.

-5

Возможность масштабной компьютерной графики исключалась из-за непримиримости Нолана, поэтому специалисты по эффектам начали искать в Лос-Анджелесе рельсы. После того как стало понятно, что это бесперспективная затея, было решено использовать автобус, внешне переделанный под поезд. Но и это не сработало — автобусу требовалось очень много пространства, и к нему было невозможно приварить дополнительные металлические конструкции.

Тогда решили использовать грузовик-тягач компании Sterling Trucks, который был модифицирован и расширен до 12 метров от передней до задней оси. По бокам установили пластины из фанеры, нижнюю часть закрыли стеклопластиком, причём колеса и части поезда отливались по формам реальных колес и деталей поездов. Переднюю же часть поезда сделали из стали — эта конструкция весом полторы тонны была необходима для того, чтобы при столкновении с машинами поезд их отбрасывал, а не ломался сам.

-6

Изначально планировалось, что в кадре только пара машин, но Нолан в последний момент заказал чуть ли не миниавтопарк. Режиссёр понял, что иначе эффект появления поезда не будет столь масштабным, как того требует сценарий.

Второй момент, который смутил режиссёра, заключался в том, что движущийся по асфальту поезд должен оставлять следы — разломы. Они были добавлены «Дабл Негатив» на постпродакшене.

Одна из труднорешаемых проблем при съёмке сцен с поездом и в городе на первом уровне сна заключалась в том, что по сценарию требовался дождь и пасмурная погода. А город Лос-Анджелес, на улицах которого снималась сцена, находится в южной части Калифорнии, где всегда солнечно.

Требовалось снять крупные сцены погони, поэтому для появления дождя Крис Корбулд с командой создали огромные «дождевые» башни, которые лили воду сразу на два квартала. Один из рабочих команды рассчитал движение солнца и предложил заблокировать его свет с помощью кранов что тоже добавило пасмурности.

Эпизод третий. «Наклонный бар и вращающийся коридор». II уровень сна

Деформация пространства бара происходят из-за того, что Кобб сообщает Фишеру, что он находится в собственном сне. Но так как Фишер проходил обучение для защиты от извлечения, он не реагирует на этот факт также бурно как Ариадна с её взрывом кафе. Лёгкое волнение Фишера проявляется в наклоне ряда окружающих предметов, бокалов, ламп, воды в стакане.

-7

Для этой сцены построили бар и коридор, которые наклонялись на 20-25 градусов. Однако во время проб массовки выяснилось, что треть людей не могут устоять на платформе в момент её движения. Оператору и технической команде тоже было несладко — приходилось не только соблюдать равновесие, но и удерживать часть оборудования, чтобы всё не поехало по полу. Камера же была привинчена к декорациям.

Снимать сцену драки в коридоре было значительно труднее, поскольку 30-ти метровая декорация совершала полный круг вращения.

-8

Сама конструкция коридора разрабатывалась и строилась инженерами несколько месяцев. Коридор состоял из восьми секций-колец, диаметром в 9 метров каждое. Они соединялись между собой и вращались при помощи электромоторов. Идею использования центрифуги для управления притяжением Нолан подсмотрел в «Космической одиссее 2001» Стэнли Кубрика.

Основная сложность состояла в том, что актёру необходимо было успевать переместиться на новую плоскость вслед за вращением секции, иначе он бы упал с высоты в 9 метров. При этом скорость вращения площадки составляла 6 оборотов в минуту.

Для достижения нужного результата Джозеф Гордон-Левитт две недели репетировал, после чего сыграл сцену без дублера и визуальных спецэффектов. Единственные VFX, применённые в сцене, потребовались для удаления камеры из кадра, которая была вмонтирована в пол и попадала на общий план.

Эпизод четвертый. «Взрыв крепости в горах». III уровень сна

Нолан решил снимать сцену глубокого сна внутри сна в горах, а не павильоне, поскольку хотел добиться натуралистичности пейзажа. С помощью CGI столь эффектного и реалистичного вида, он считал, добиться невозможно.

-9

Площадку военной базы строили 4 месяца. Она держалась на сваях, взорвав которые можно было достичь полного разрушения всей базы. Однако во время взрыва что-то пошло не так — взрывчатка на передней свае не сработала — вся конструкция завалилась не в ту сторону.

Нолан решил создать и взорвать уже миниатюрную площадку для того чтобы впоследствии скомбинировать получившиеся кадры.

Минибазу выстроили прямо на парковке студии «Нью Дил» в знаменитом районе Лос-Анджелеса — Марина Дель Рей. Часть пространства огородили зелёным фоном. Так как миниатюра получилась высотой аж в 13 метров — из окон, в ожидании взрыва, высунулись богатые жильцы.

-10

Нолан удивился, когда после детонации миниатюры опять не сработала часть взрывчатки и крепость снова завалилась не в ту сторону. Это единственная неудача, которая случилась на съёмках «Начала», но опыт режиссёра позволил скомбинировать съёмку так, что зритель ничего не заметил.

Сход лавины также снимали без использования CGI. В определённые участки была заложена взрывчатка, которая запустила лавину. Графикой были добавлены лишь маленькие фигурки падающих людей.

Эпизод пятый. «Лимб»

Разрушающийся мегаполис и берег моря — одна из наиболее символичных сцен фильма. Море представляет подсознание Кобба, а выстроенный город — ментальную конструкцию, которую он возвёл вместе с Молл. Постепенное «сползание» зданий в море было необходимо для того чтобы показать психологический коллапс героя Ди Каприо.

-11

«Дабл негатив» использовали полигональную модель ледника, которая была создана по фотографии, и разработали подпрограмму, которая самостоятельно заполняла пространство базовыми архитектурными блоками. Высота каждого блока определялась высотой ледника в этой конкретной точке.

Затем они добавили разделение улиц, добавили некоторым строениям урон. После множества уточнений и исправлений получилась знакомая городская планировка, затем, с помощью программного обеспечения, была создана анимация масштабных разрушений зданий, а другая программа создала гигантские волны. Окончательный вид разрушенной береговой линии был создан с помощью фотографий поврежденных бомбами домов в Ираке.

Заключение

Каждый проект Кристофера Нолана отличается масштабностью — как идеи, так и съёмки.

Вся эта магия кино британского режиссёра становится реальностью только потому, что он вовлечен во все процессы на съёмочной площадке: от ракурса до способа создания спецэффекта, от сценария до выбора конкретной камеры.

Мы и тебе желаем, наш дорогой кинодел, работать с таким глубоким уровнем погружения в материал, чтобы он, прежде чем ожить для зрителя, стал живым для тебя.