Найти тему
Group of Companies Times

8 пунктов, на которые стоит обратить внимание перед подписанием договора аренды.Всем арендаторам читать обязательно.

Вот вы увидели помещение как будто идеально подходящее под ваши критерии: локация, бизнес-центр, есть даже парковка и ставка «проходит» по бюджету. И, казалось бы, задача «найти офис» почти решена. Где подписать? Куда деньги нести?

Не торопитесь. Обязательно уточните у собственника все интересующие вас моменты. Не стесняйтесь задавать вопросы – от них зависит комфорт и длительность дальнейшего пребывания в новом офисе.

Чтобы было легче, мы подготовили небольшую памятку, на что стоит обратить внимание перед подписанием договора аренды офиса.

1. Присмотритесь к помещению более внимательно:

  • рассмотрите состояние стен, пола, потолка (потребуется ли ремонт или можно сразу перевозить сотрудников)
  • проверьте работу всех систем (включите кондиционеры, попробуйте настроить температурный режим и проверьте работу вентиляции – как минимум, вы не должны услышать постороннего шума и почувствовать неприятный запах)
  • проверьте работу санузлов и их количество (достаточно ли мокрых точек для вашего числа сотрудников)
  • обязательно уточните выделенную мощность и количество розеток в помещении (некоторым компаниям требуется больше мощности для размещения серверной, дополнительного оборудования или из-за большого числа сотрудников, и не все помещения подходят под этот критерий)
  • также стоит сразу узнать режим работы инженерных систем здания: выключают ли их по завершении рабочего дня или задержавшиеся сотрудники смогут комфортно доделать свои задачи.

2. Если требуется переоборудование помещения

под потребности вашего бизнеса, необходимо уточнить ряд моментов:

  • возможно ли такое в принципе
  • готов ли собственник предоставить арендные каникулы на время ремонта или возместить часть расходов
  • согласен ли собственник на неотделимые улучшения и на кого ложатся эти расходы.

Нередки случаи, когда собственник берет на себя косметический ремонт под нового арендатора и выполняет несложные ремонтные работы: установку перегородок и необходимую перепланировку.

3. Количество и список провайдеров.

Информация поможет вам с планированием будущих расходов.

4. Режим работы бизнес-центра.

Важно знать, пустит ли охрана ваших сотрудников в офис после окончания официального рабочего времени или выгонит даже тех, кто задержался в офисе.

Сейчас большинство бизнес-центров предполагают круглосуточный режим работы, тем не менее может потребоваться дополнительное согласование и предоставление списка задерживающихся сотрудников. Это бывает необходимым условием обеспечения мер безопасности здания.

Отдельный пункт для обсуждения – большой поток клиентов. Как правило, это согласовывается с собственником дополнительно или вовсе требует отсутствия пропускного режима.

Не торопитесь подписывать договор. Обязательно уточните у собственника все интересующие вас моменты.
Не торопитесь подписывать договор. Обязательно уточните у собственника все интересующие вас моменты.

5. Ставка.

  • что включено в озвученную собственником ставку: только базовая часть или еще эксплуатация, коммунальные платежи и НДС
  • как происходит расчет коммунальных платежей: установлены ли счетчики или потребуется это сделать
  • возможно ли самостоятельное заключение договоров с поставщиками услуг или необходимо пользоваться услугами только согласованных собственником поставщиков (иногда такой вариант крайне невыгоден для арендатора)
  • величина и порядок индексации арендной платы (должен быть отдельный пункт в договоре)
  • возможность аренды нужного количества машиномест на парковке бизнес-центра и её стоимость (не лишним будет уточнить, фиксированные ли места, в противном случае, могут возникнуть трудности).

6. Предоставляется ли юридический адрес (в случае необходимости).

7. Условия выхода из договора аренды.

В бизнес-центрах классов А+, А и B+ досрочное расторжение может быть довольно неприятным для арендатора – собственник может назначить штраф, покрывающий его затраты на поиск нового арендатора (иногда это полугодовой арендный платеж).

8. Последний (не по значению) пункт – проверка документов.

Посмотрите, правда ли имеете дело с собственником, если вам предлагают помещение в субаренду – проверьте договор аренды (в нем должен быть пункт о праве арендатора сдавать помещение), запросите технический паспорт (как минимум, для подтверждения озвученной площади).

Если вы с собственником договорились по всем важным для вас пунктам, подготовьте письмо о намерениях с описанием основных условий дальнейшей аренды (параметров помещения, арендной ставки, условий расторжения) – это послужит гарантией, что помещение не будет сдано, пока вы собираете пакет необходимых документов.

Обязательно фиксируйте все договоренности и важные для вашего бизнеса моменты в договоре — это залог крепких, безопасных и долгосрочных отношений с собственником.

К вышеизложенному добавим: не стесняйтесь привлекать профессиональных консультантов рынка. Их услуги для арендаторов бесплатны, но помощь и вклад неоценимы: они подскажут ряд пунктов, на которые вы можете не обратить внимание, зададут собственнику нужные вопросы и помогут грамотно провести переговоры и согласовать условия аренды, устраивающие обе стороны. Ваши интересы будут учтены, и вы гарантировано быстрее найдете идеальный офис для своих сотрудников.