Своим появлением небоскребы обязаны двум важным событиям: изобретению Э.Г.Отисом страховочного механизма торможения для лифта на случай обрыва троса и У.Дженни - каркасной системы, позволившей зданиям выдерживать практически любые нагрузки. С этого времени начинается отсчет эпохи небоскребов – эры офисных центров и новой городской среды.
Тема высотной застройки противоречива и многогранна, мы не будем пытаться охватить все её аспекты, а рассмотрим лишь основные: экономическую, экологическую и социальную составляющие.
Экономика.
Строительство небоскребов – это, в первую очередь, необходимый ответ на рост экономики. Как отмечают аналитики, существует прямая зависимость между увеличением глобального ВВП и количеством мировых высоток.
Это объясняется довольно просто: чем быстрее развивается город, тем большее число рабочих и жилых мест ему необходимо. Концентрация коммерческой, финансовой, промышленной деятельности в месте, ограниченном по площади, обосновано ведет к увеличению высоты зданий: за спросом следует удорожание земли и, чтобы максимизировать свою прибыль, девелопер наращивает этажность зданий.
Однако, существует обратная сторона вопроса: застройщику выгодно возводить здания до определенной высоты, а каждый последующий этаж «съедает» его прибыль. Вот почему почти 70% небоскребов в мире не превышает 200 метров. При этом экономически обоснованная высота будет различаться в каждом регионе, так как зависит от изменяющихся факторов (стоимость земли, применяемых при строительстве технологий, затрат на материалы и оплату труда).
Интересно, что строительство одного этажа самой высокой в мире башни Burj Khalifa обошлось дешевле, чем один этаж во второй по величине башне Shanghai Tower.
Вместе с тем в США и развитых странах Европы стоимость рабочей силы и материалов значительно превышает стоимость технической и технологической составляющей, а в развивающихся странах Азии обратная картина: использование инноваций и дешевой рабочей силы привели к настоящему буму в высотном строительстве.
Экология.
Строительство любого здания, особенно небоскрёба, подразумевает изменение окружающей среды, её ландшафта и использование большого количества ресурсов. Это требует от современных проектов применения новейших технологий и «зеленых» инноваций, направленных на энергосбережение и экономию природных ресурсов.
С другой стороны, небоскрёб – возможность остановить расползание городской застройки и отступление природной среды, использовать землю, как ресурс, намного эффективнее. Это ответ на требования к сокращению отравляющих выбросов – чем уже границы города и компактнее застройка, тем больше вариантов применения альтернативных, экологичных видов транспорта.
Примером зеленого здания в прямом смысле слова является Bosco Verticale в Милане, благодаря ему в городе стало больше на 900 деревьев, 5 тысяч кустарников и 11 тысяч травяных дорожек.
Одновременно встречаются уникальные проекты, которые используют совсем фантастичные разработки и технологии будущего. Таким примером может служить The Power Long в Шанхае — изюминкой башни будут посадочные площадки для летающих автомобилей.
Городская среда.
Пожалуй, это самый противоречивый и вызывающий ожесточенные споры пункт. С появлением первого небоскрёба, появились и ненавистники, которые считают высотки безвкусицей и явлением, убивающим «дух города», уродующим окружающую среду. Конечно, мировая практика не обошлась без неудачных примеров, которым не удалось вписаться в полотно города, однако, это, скорее исключения.
Сегодня существует несколько вариантов практики развития «вертикального роста»:
- некоторые вводят ограничения на высоту задний в стремлении сохранить историческую застройку и облик города. Например, в Афинах здание не может быть выше Парфенона, в центре Рима - выше собора Святого Петра, а на Бали - выше кокосового дерева.
- В других - выделяют отдельные локации для возведения оазиса высотного строительства. Примерами могут служить Canary Wharf в Лондоне, La Défense в Париже и «Москва-Сити» в Москве.
- Третий вариант – «пробное» строительство. Его применяют города с большим культурным и финансовым потенциалом, просто следующие мировым тенденциям. В этом случае возводится единичное высотное здание и впоследствии оценивается его влияние: на транспортную систему, население, общую градостроительную концепцию. В случае отторжения городом такого объекта строительство других небоскребов, как правило, останавливается. Такие примеры существуют в Милане, но, это редкость для современного мира.
Важно отметить, что небоскребы сегодня взяли на себя и социальные функции: большая часть зданий отведена под общественные пространства (парки, зоны отдыха, пешеходные аллеи, общественные центры, спортивные и торговые площадки).Развитие городской среды — яркий общемировой тренд, который помогает небоскрёбам вписаться в окружающую застройку и помочь посетителям и жителям города суперэффективно использовать площадь застройки. Это открытые, многофункциональные объекты, нацеленные на переосмысление и развитие современного города и людей в соответствии с требованиями нового времени.
Западный пример этого тренда - новый район City Life в Милане, половину которого занимают зеленые зоны, а всё надземное пространство - пешеходное. Здесь предусмотрено большое количество объектов питания, отдыха и развлечений. Конкурентом ему выступает Лахта Центр в Санкт-Петербурге: почти треть площадей здесь отведена под общественные пространства.
Заключение.
За время своего существования небоскрёбы изменяли свой вид от невероятных зданий, от которых захватывает дух до типовой застройки и обратно. Сегодня — это достопримечательность и туристический идентификатор города, невероятные архитектурные решения, фантастические технологии и новый способ организации городской среды. Высотное строительство – это устойчивый тренд нашего времени, требующего смелых и эффективных решений накопившихся вопросов.