Найти тему

Последняя глыба (фоторепортаж)

(книга "Больше, чем тире")

Как и обещал ранее, сегодня я расскажу Вам про нашу огромную картину, которой удалось уцелеть аж до апреля 1990 года, и которая стояла на торце нашего огромного плаца, который в свою очередь был немногим более самой главной площади нашей страны.

Та самая торцевая картина
Та самая торцевая картина

Про плац и про эти картины Вы можете прочитать в моем рассказе «Очень даже может быть». А также ознакомится с невероятными подробностями их создания в комментариях и воспоминаниях курсантов тех лет. За что я им весьма благодарен. И с чувством искренней признательности всем откликнувшимся на ту мою публикацию я вынужден сообщить, что рассказ про плац и его гигантские картины мне придётся переделать в небольшую документальную повесть в качестве дополнения к моей книге «Больше, чем тире». Ещё раз спасибо вам всем!

Ну а сейчас я не на долго вернусь к тезисному описанию для непосвященных, что же собой представлял наш плац, и что же уникального было в нём и на нём.

Итак, после скрупулёзных измерений обеих чистых «строевых» площадей (нашего плаца и Красной площади в Первопрестольной), которые используются по прямому назначению во время парадов, оказалось, что площадь «чистого строевого зеркала» Красной площади составляет 15955 квадратных метров, в то время, как площадь нашего плаца оказалась 16634 квадратных метра. Разница совсем мизерная, но приятная мелочь - всё равно приятна.

Но вот что было на нашем плацу и чего не было на Красной площади – так это эпические военно-морские картины, которые курсанты училища именовали «глыбами». Ваш покорный слуга на момент поступления застал только одну – торцевую картину размерами 50 на 15 метров, и которая называлась «Бой авианосной ударной группы».

Картина накануне гибели.
Картина накануне гибели.

На ней изображены наши корабли, идущие по морю развёрнутым строем. Тут и тяжелый авианесущий крейсер «Киев» со взлетающими с него самолётами вертикального взлёта и посадки Як-38, и эсминцы, и большие противолодочные корабли. В углах летают морские ракетоносцы и противолодочные Ил-38, а над морской пучиной пузатыми обожравшимися стрекозами мечутся противолодочные палубные вертолёты Ка-27 уже обнаружившие очередную подлодку НАТОвского выкормыша и готовые обложить её своими гидроакустическими буями. Старожилы говорят, что на плацу раньше были ещё две картины.

Вторая гигантская глыба 120 х 15 метров.
Вторая гигантская глыба 120 х 15 метров.

Одна картина – размерами 120 на 15 метров, которая располагалась вдоль длинной стороны плаца – как раз напротив двухэтажной трибуны. Называлась она «Корабли в кильватерном строю»,

-4

и вторая – немного поменьше - со святыми ликами курсантов артиллерийского факультета, которые принимали участие в самом глобальном военно-морском учении ВМФ СССР «Океан».

Наш плац с двумя глыбами.
Наш плац с двумя глыбами.

Но вот беда, после очередного урагана эти обе картины просто сбросило на плац, разметав огромные листы шифера, словно вырванные листки из блокнота. А сваи, трубы и прочие металлические конструкции картины были попросту скручены, расплющены и равнодушно вырваны безжалостной стихией с мясом из земли.

Так что уцелевшей в нашем училище осталась только одна - торцевая - картина. Ну та самая – размером 50 на 15 метров, про которую курсанты при каждом удобном случае очень любили кокетливо шутить, что мол, из-за нашей картины в Польше рассвет наступает на полчаса позже.

Отлистав, несколько лет назад, я с душевной теплотой вспоминаю, что будучи ещё мальчишкой каждый раз, когда мы всей семьёй возвращались с балтийского взморья из Светлогорска на электричке, то где-то на подъезде к Калининграду среди высоких тополей вдруг промелькнёт внезапной небесной голубизной что-то огромное, завораживающее и монументально-картинообразное. И с тех самых пор у меня появилась мечта обязательно найти и рассмотреть поближе это неведомое и огромное нечто...

И вот спустя несколько лет я уже стоял в форме морского курсанта на безбрежном плацу родного училища и, глядя на эту огромную картину, с грустью осознавал, что моя детская мечта не только сбылась, но в ближайшие минуты будет разрушена моими собственными руками по приказанию вышестоящего командования. Противоречивые чувства, знаете ли…

Дело было в том, что в связи с новыми прозападно-гласными веяниями в умирающем Советском Союзе, а также из-за перестройки и хозрасчёта, повлёкшие за собой рождение дикого дефицита в том числе и горюче-смазочных и лакокрасочных изделий нашу гигантскую картину долго не обновляли, и к началу девяностых годов она поблёкла. Местами на ней краска облупилась, и картина стала представлять собой довольно-таки жалкое зрелище внезапно усопшего динозавра. Поэтому в те смутные перестроечные дни – а именно в апреле 1990 года контр-адмиралом Смирновым (нашим новым начальником училища) было принято хотя и нелёгкое, но вполне логичное решение не тратиться на «раскраски», а просто демонтировать заскорузший объект бывшей гордости Калининградского училища.

Но так как этого монстра когда-то сооружали курсанты третьего факультета, то и демонтировать его должны были непременно курсанты этого же факультета. Вот так наш взвод и попал на демонтаж картины. При этом нас даже освободили от учебных занятий на целый день.

Сами работы проводились в строгом соответствии с традициями по проведению незапланированных тех самых хозработ на флоте. Сначала полдня раскачиваешься, потом приноравливаешься. А затем, убедившись, что имеемым инструментарием и инвентарём ничего путного сделать не представляется возможным, хозработы стихийно прекращаются и плавно перетекают на следующие дни.

Так у нас уже было однажды, когда по зиме 1989 года нашу роту после обеда вдруг всего на пару часов выгнали в начало Советского проспекта, как раз напротив Северного вокзала, на разборку брусчатки.

Первый день работ на брусчатке
Первый день работ на брусчатке

Но она была так качественно уложена, и булыжники были так тщательно подогнаны друг к другу, что нам с простыми ломами и кирками к восточно-прусской брусчатке подступиться не удалось. Проковырявшись с неподдающейся булыжной мостовой, мы как-то смогли выковырять несколько аккуратных тяжелых параллелепипедов, с которыми и фотографировались, как с сувенирами.

-7

Сожрав все вкусные пончики в местной кулинарной лавке, мы убыли обратно в училище.

Тогда мы помогли кулинарии выполнить месячный план за один день
Тогда мы помогли кулинарии выполнить месячный план за один день

А вот на следующий день нас уже ждали не только кирки, ломы и лопаты, но даже отбойные молотки.

-9

А потом вообще к месту нашего ковыряния подогнали колёсный экскаватор, который одним махом и вскрывал брусчатку. А затем мы уже вручную загружали «КАМАЗы» бесполезным камнем.

Но на этот раз мы с самого утра дремали в высокой траве у самого подножья картины, благо погоды стояли солнечные и тёплые, и ждали распоряжений от верховного главнокомандования. Время от времени к нам прибегал самый главный тыловой начальник и суетливо сообщал нам последние вести с «трудового» фронта:

- Сейчас вам инструменты принесут!

И появлялась пара ленивых матросов с роты обеспечения с тяжелым деревянным ящиком, в котором были гаечные и газовые ключи, молотки и отвёртки с пассатижами и клещами. Мы немного погрустнели.

- Сейчас вам верёвки принесут!

И снова появлялись эти двое из ларца и приносили несколько бухт грубой толстой верёвки. И мы погрустили ещё раз.

- Сейчас к вам люлька приедет!

И… прошёл час, за ним другой, а люлька всё не приезжала. Уже были съедены и вкусные булочки, и сметана в баночках и даже целая коробка «Пломбира», купленная в местном «чепке» (так называлось курсантское кафе), а люлька так и не появилась. Начальник тыловой службы время от времени прибегал к нам и, убедившись в отсутствии автолюльки, начинал причитать:

- Так и не приехала? Вот полускоты! Обещали ж ведь! Да как же так?

И снова убегал от нас в поисках автолюльки. На обед нас отпустили неохотно и с условием – «быстренько поесть и вприпрыжку - обратно к картине, ибо люлька может появиться с минуты на минуту». Мы, конечно же не хотели расстраивать и без того безмерно огорчённого начальника тыла, и поэтому как можно быстрее поели и вернулись к месту предполагаемого демонтажа. Но люлька так и не нарисовалась. Как назло, она появилась в тот самый момент, когда мы, все такие вялые и расслабленные, уже начинали выходить в астрал, медленно возносясь над высокой травой и над деревьями - к самым верхним шиферным листам нашей картины.

Тут уж начальник тыла, весь такой радостный и счастливый, произнеся краткую напутственную речь на тему соблюдения техники безопасности, раздал нам гаечные ключи и приказал действовать. Но, увы, так как картине был уже не первый десяток лет, то все болты и гайки настолько заржавели и прикипели, что открутить их мирным и гуманным способом при помощи гаечных и газовых ключей не представлялось возможным. Действо затягивалось и грозило не только полным провалом, но и взысканием начальнику тыла за срыв графика демонтажа. Поэтому он снова удалился от нас со словами:

- Всем оставаться на местах! Я сейчас…

Вскоре в люльку уже загрузился матрос-газосварщик, точнее газорезчик, наш курсант Паша-турист, который знал альпинистское дело, и который на пятом курсе смог так искусно спрятаться от командира, что это даже стало легендой. Про это читайте в рассказе «Бес попутал, товарищ командир» .

Началось...
Началось...

Он привязал конец верёвки к первой плите, болты которой старательно срезал автогеном матрос. Остальные внизу с интересом ждали развязки этой драмы. И вот плита, которая оказалась неожиданно тяжелой стала спускаться вниз.

Удержать плиту можно было только втроем
Удержать плиту можно было только втроем

Только в те минуты можно было в полной мере осознать, какой-же титанический труд был произведён нашими предшественниками, если почти за полчаса мы смогли снять только одну плиту.

Спуск первой плиты
Спуск первой плиты

А этих плит на картине было никак не меньше сотни. Начальник тыла только сокрушённо покачивал головой, подсчитывая сколько же времени потребуется на демонтаж всей картины.

-13

При таких темпах он как раз он успеет уложиться к Новому 1991 году. Это была бы катастрофа. За весь день мы сняли только шесть листов и «высосали» почти все баллоны с газом. Поэтому было принято решение на сегодня все работы прекратить, люльку отпустить, а курсантов – разогнать.

Вечером начальник тыла уже докладывал адмиралу, что демонтаж затягивается на неприличный срок из-за гуманного отношения к листам шифера, которое радетельное начальство мечтало пустить на иные хозяйственные цели. Подсчитав в какую копеечку влетит такой демонтаж при использовании автогена в совокупности с нанятой у городских коммунальных служб автолюльки, было принято решение «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита» (с).

И вот следующим днём всё было кончено.

Обрушение первой секции
Обрушение первой секции

Подрезанные снизу огромные трубы, удерживающие монстра, более не составляли его опору и картина, секция за секцией, с жутким грохотом падала прямо на траву и на плац, разбрызгивая острые осколки шифера по всей его площади.

-15

Легенда умерла навсегда.

Прощай, легенда КВВМУ...
Прощай, легенда КВВМУ...
Обломки имперской роскоши
Обломки имперской роскоши

А курсанты третьего факультета ещё почти целую неделю в свободное от занятий время разбирали останки монстра, загружали обломки в самосвал, который отвозил весь мусор в самый дальний угол училища, где находилась свалка, в то время, как матрос-газорезчик уже на земле старательно разделывался с металлическими опорами и фермами поверженной курсантской гордости.

-18

И ещё долго курсанты училища никак не могли привыкнуть к неприличной и пугающей наготе строевого плаца, который без картины казался ещё чудовищнее и огромнее. Но зато всех нас немного тешила одна добрая мысль, что теперь в Польше солнце начало показываться из-за горизонта вовремя.

© Алексей Сафронкин 2021

Другие истории из книги «БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТИРЕ» Вы найдёте здесь.

Если Вам понравилась история, то не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать ещё много интересного.

Описание всех книг канала находится здесь.

Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.