1 июля в Тулу прибыл поезд Победы. Это инсталляция в поезде с эффектом присутствия. И надо отметить, создателям воплощение идеи удалось.
Экскурсия длится примерно полчаса. Предварительно нужно было пройти регистрацию на сайте Поездпобеды. рф. Далее на e-mail приходит пригласительный билет, который после нужно показать волонтёрам. Мероприятие бесплатное. Количество мест на одну экскурсию ограничено, но экскурсии проводятся каждые 5 минут.
После того, как набирается группа девочка-волонтёр приглашает в вагон поезда. Выдают аудиогиды. Перед экскурсией обговаривают организационные моменты. Рассказ ведётся от имени машиниста Лидии.
Первый вагон. Мирное время
Мы заходим в первый вагон. Перед нами сцены обычного путешествия поездом. Люди едут плацкартом. Мы видим весёлую компанию моряков, за перегородкой семья с маленьким ребёнком, а за окном мирная жизнь.
Лидия начинает свой рассказ о себе. Она из семьи железнодорожников, поэтому и решила пойти по стопам отца и стала машинистом.
Второй вагон. Поезд на фронт
Всё изменилось 22 июня 1941г., когда без объявления войны германские войска напали на нашу страну.
В начале вагона плачет женщина-это образ всех матерей, провожающих своих сыновей на фронт.
Лица пассажиров этого вагона встревожены. Что их ждёт впереди? Вернутся ли в родные края? Увидят ли вновь своих жён и матерей?
Все скульптуры этого вагона одеты в военную форму того времени и вооружены. Создатели максимально реалистично приблизили фигуры к живым людям. Оттенок кожи, волосы морщинки, суставы, даже блеск в глазах, как будто они сейчас заплачут.
Обстановка в вагоне также представлена экспонатами периода Великой Отечественной войны.
Третий вагон. Концлагерь
В третьем вагоне мы видим измученных узников, которых везут на смерть. Люди сидят на трёхярусных полках. Все измученные, худые.
Концлагерь – страшное место, созданное фашистами. Освенцим, Треблинка – одни из самых известных и страшных лагерей. Людей заставляли работать на износ, подвергали пыткам, ставили эксперименты, отправляли в газовые камеры.
Четвертый вагон. Санитарный вагон и наука в годы войны
В четвёртом вагоне сразу чувствуется больничный запах. Мы видим тяжёлую работу медиков. Лидия рассказывает нам, что многие умирали или становились инвалидами из-за заражения. Но ситуация изменилась, когда стали применять пенициллин- противомикробное лекарственное средство.
О лечебных свойствах плесени было известно давно. Его изучением занимались учёные не одно десятилетие.
Александр Флеминг, Говард Флори и Эрнст Чейни разделили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины. Они разработали методы очистки антибиотика. Но их пенициллин был менее действенным, чем советский антибиотик, созданный учёным-микробиологом Зинаидой Ермольевой. Это лекарственное средство спасло много жизней.
Пятый вагон. Банно-прачечный вагон
В годы войны ходили целые банно-прачечные поезда. Это способствовало поддержанию гигиены в армии и предотвращало развитие болезней. Это могло негативно сказаться на боеспособности армии.
Такие поезда имели четыре банно-дезинфекционных отделения. Это раздевалка, душевые кабины, дез. камера и одевальная.
Следующие вагоны были прачечной. Это были четыре вагона с механическими стиральными машинами.
Банно- прачечные поезда имели вспомогательные вагоны. К ним относились две цистерны для воды, столовая, вагон для личного состава.
Поездка в таком поезде была радостным событием для солдат. За час помыться могли коло ста солдат.
Вторая часть банно-прачечного вагона посвящена блокаде Ленинграда. Это одно из жестоких событий Великой Отечественной войны. 900 дней город был отрезан от суши. Люди умирали от голода. Когда в городе не осталось кошек, увеличилось количество грызунов, а с ними стали распространяться болезни. Со всей страны вначале на поездах, а потом по Дороге жизни доставляли в Ленинград пушистиков.
Эта часть вагона стилизована под товарный. На стене располагается мультимедийный экран, на котором мы видим метель. Подойдя ближе чувствуется холод.
Шестой вагон. Штабной вагон и бронепоезд
Этот вагон тоже разделён на две части.
В штабных вагонах обсуждали военные стратегии и предлагали дальнейшие операции. Здесь Лидия рассказала нам о Рокоссовском. Именно руководил операцией «Багратион» по освобождении Белоруссии. Это была крупнейшая операция Второй мировой войны.
Вторая часть вагона посвящена бронепоездам. Самым известным был бронепоезд «Илья Муромец».
Седьмой вагон. Возвращение домой
Здесь мы видим уже радостные лица. Люди возвращаются домой. А дома их ждут родные. Теперь перед ними будет стоять новая задача – восстановление страны.
***
На этом экскурсия заканчивается. Мы вышли из вагона. Через пару дней поезд Победы поедет в другой город.