Лента-ремейк запрещённой итальянской картины 1966-го года.
"Пересматриваем классику хоррора" - о различных отличных ужастиках из разных стран и эпох.
Фильм "За пределами тьмы" ("Buio Omega") 1979 года снял Джо Д'Амато. Человек, не нуждающийся в особом представлении всем любителям хоррора, ну, или классической "тяжёлой" эротики с сюжетом. За 27 лет режиссёрской карьеры вышло 197 фильмов. Правда, второго жанра было существенно больше. Больше настолько, что именно ужасов набралось всего 17, а последний хоррор товарищ создал в далёком 1993 году. Зато какие среди них скрываются ленты...
У бедного сироты, нашего главного героя, трагически умирает любовь всей его жизни. Бедняга расстраивается настолько, что теряет смысл существования, зато его находит верная горничная. Она во что бы то ни стало стремиться занять неслучайно освободившееся место, и мадмуазель не смущает даже чучело бывшей в постели планируемого жениха...
В 1966-ом году с итальянского проката был снят фильм "Третий глаз". Лента обвинялась во множестве прегрешений. Среди них: "сцены почти полной женской наготы, чрезмерное изображение соития, а также эпизоды некрофилии, крупные планы ужасающих сцен с кровью и насилием, представленные с настоящим садизмом". Работавший в то время оператором на совсем других проектах, никому не известный Аристид Массачези, близкий друг режиссёра-автора фильма Мино Гуэррини, явно затаил обиду на цензоров. Спустя 13 лет на свет появилась картина, следующая синопсису оригинала, написанному Эрманно Донати, но воплотившая на экране все самые страшные опасения критиков. Массачези, скрывающийся за псевдонимом Д'Амато, за две недели создал картину, ставшую культовой среди поклонников жанрового кино совсем не за красоту кадра, поэтичный сценарий или глубину мысли.
Выкинув за ненадобностью из сюжета мать главного героя - меньше заметных персонажей, меньше бюджет, - авторы сосредоточились на фигуре горничной Ирис, в исполнении Франки Стоппи. Позже в интервью она вспоминала, будто режиссёр, давая ей установку для фильма, говорил, что они снимают картину, дабы зрителя тошнило от увиденного. Это его главная цель и, пожалуй, для 1979-го года он сделал всё для её достижения. Стоппи, ставшая впоследствии убеждённой вегетарианкой и защитницей прав животных, проделала огромную работу. Если в оригинале Джиоия Паскаль сыграла пусть и порочного, но всё же человека, то горничная Ирис воплощает в себе характер, как раз лежащий за пределами тьмы. Ей не нужно никаких предпосылок извне, чтобы убить невесту своего подопечного. Она изначально царит над его жизнью как воплощение всех мыслимых женских архетипов.
Что касается невесты, то на долю Чинции Монреале выпало гораздо больше испытаний, чем на предыдущую исполнительницу этой роли. Оставившая заметный след в жанровом кино актриса самозабвенно изображает труп на протяжении весьма продолжительного экранного времени, причём делает это достаточно убедительно. На этом фоне окончательно теряется её короткое выступление в качестве сестры-близнеца в последнем акте фильма. Главная мужская роль ушла Кирану Кантеру, которому далеко по харизматичности до Франко Неро. Товарищ так и не сумел пробиться на первый план, оставив после себя скудный след преимущественно в эротических картинах. Однако в данной ленте он вполне на своём месте и успешно изображает инфантильного паренька, изначально имеющего целый ворох психических проблем, заботливо вскормленных горничной Ирис. Ни о каком открытии "третьего глаза", как в оригинале, речи не идёт. Тут, скорее, самый настоящий социопат, не видящий разницы между игрушками, чучелом и живым человеком, за все обиды воздающий сторицей. Большую часть второстепенных ролей исполняли люди далёкие от кинематографа. Детектива, к примеру, изображал местный бизнесмен, жаждавший стать кинозвездой. Судя по всему, за участие в процессе им была выложена некая сумма.
Музыку для всего действа написал неполноценный "Гоблин". В смысле культовая итальянская группа, подарившая нам незабываемые саундтреки к "Суспирии" и многим другим лентам. Но тут они выступили не в полном составе. К партитуре не имеет никакого отношения легендарный Клаудио Симонетти. Однако простенькая мелодия так понравилась продюсерам, что в будущем прозвучала в ещё нескольких итальянских проектах. Экономия во всём и безотходное производство - девиз жанрового кинематографа Италии того времени. Этому принципу также следовали мастера по специальным эффектам: для убедительности в сцене с бальзамировкой трупа использовалась свежая телячья шкура, свиные потроха и сердце овцы. Всё прикупили по бросовой цене на скотобойне, расположенной неподалёку. Собственно, она стала для фильма неплохим источником всяческих физиологических жидкостей. Не забываем главную идею производства: "Чтобы зрителя тошнило".
Выйдя в прокат спустя 13 лет после оригинала, лента прошла цензуру без каких-либо особых затруднений. Всего по настоянию комитета было выкинуто около полутора секунд(!) материала. Учитывая оставшееся, очень любопытно, что же на них было. В рекламе активно использовали имя Хичкока, не имеющего к ленте никакого отношения. С его фильмами активно сравнивали в прессе оригинальную ленту Мино Гуэррини, причём не в пользу последней. Как говорится, шалость удалась и месть была сладка. Массачези демонстративно снял именно то кино, за одни намёки на которое его близкий друг подвергся нападкам со стороны критиков. Однако знали и поняли это немногие - ведь ремейк стал намного популярнее оригинала. Настолько, что о "Третьем глазе" многие и не помнят, а вот "По ту сторону тьмы" оставила огромный след в жанровом кино, став ещё одной лентой, демонстративно раздвинувшей рамки дозволенного на экране. От меня фильм получает четвёрку с минусом по пятибалльной системе, учитывая всю историю создания и причины появления, а также прекрасное выступление Франки Стоппи. Режиссёр добился всех поставленных перед собой задач, а такое бывает крайне редко. Однако надо понимать, что это не шедевр кинематографа!
Плюсы: 1) отличное, для жанрового кино, выступление актёров 2) запоминающиеся дешёвые специальные эффекты 3) бабуин-альбинос - ты его запомнишь 4) прекрасный пример отложенной мести
Минусы: 1) ????? 2)PROFIT
P.S. В далёком теперь уже 2005 году на "Горбушке" копия этого фильма обошлась мне в бешеные 500 рублей. Дикие времена, нравы и цены.
Обзор оригинальной картины ТУТ.
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.