Найти тему

Историософия Н.Е. Маркова: библейские основания и концептуальные открытия

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром?
Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами?
2 Кор.14-16.

Не для отчаяния, не для внедрения духа безнадежности выводятся на свет злобные деяния темной силы, а для обнаружения и указания для многих невидимого врага, потому и опасного, что невидимого, до тех пор опасного, пока люди его не замечают…
Н.Е. Марков

Имя Николая Евгеньевича Маркова (1866–1945), выдающегося общественного деятеля, публициста и мыслителя, депутата Государственной Думы, одного из вождей русских монархистов первой половины ХХ века, достаточно хорошо известно. Первым крупным историком, который очистил образ Н.Е. Маркова от идеологических штампов и невежественной клеветы, был ныне покойный Ю.И. Кирьянов (Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. – М., 2001). Самой подробной статьей о Н.Е. Маркове на сегодняшний день является работа двух исследователей, специально изучавших его наследие – Д.Д. Богоявленского и А.А. Иванова [2]. Содержательны и статьи М.Б. Смолина и Д.И. Стогова в собраниях его сочинений, причем именно благодаря стараниям М.Б. Смолина собрание трудов Н.Е. Маркова впервые вышло в России в 2002 году.

До настоящего времени Н.Е. Марков рассматривается в первую очередь как политик [3; 6; 16], а не как мыслитель, и пора восполнить этот пробел. Его историософия, изложенная в фундаментальном исследовании «Войны темных сил», состоящем из двух книг, вышедших в 1928 и 1930 гг. в Париже в издательстве князя М.К. Горчакова «Долой зло», является ярким явлением в традиционализме ХХ века, опередившим аналогичные исследования на Западе. (В 1936 г. в Париже вышла книга «Оккультная война» Эммануэля Малинского и Леона де Понсэна, концептуально близкая работе Н.Е. Маркова). Как писал Д.И. Стогов, «книга Н. Е. Маркова “Войны темных сил” – это во многом и предостережение грядущим поколениям о том, что может произойти с нами, если мы отойдем от христианских заповедей, от истинной Православной Веры, если будем потворствовать любым антихристианским силам» [18, с. 46]. Таков публицистический смысл этой книги, лежащий на поверхности. А на более глубоком уровне в исследовании Н.Е. Маркова мы обнаруживаем возвращение к библейскому и святоотеческому пониманию всемирно-исторического процесса – именно то, чего, в отличие от церковной литературы, в таком научно-исследовательском жанре еще не было в русской идеологической и философской традиции до Маркова, и что особенно актуально в наше время.

Продолжение по ссылке на оригинал: https://rusidea.org/250964921