Кто сочинил "Цыганочку". Под одной крышей с двумя тещами. Водочный лексикон.
Сегодня - речь об этих и других чудесах старой Москвы.
Есть основание полагать, что мелодию знаменитой «цыганочки», эти русские народные «три аккорда», написал не только Иван Васильев, имя которого указывается на любой грампластинке, на любом компакт-диске, на любой афише и объявляется любым конферансье на любом концерте. По легенде, это было сделано «на троих».
Собрались за хорошим столом Александр Иванович Дюбюк, знаменитый московский композитор, пианист и педагог, Михаил Тимофеевич Высотский, основоположник московской школы игры на русской семиструнной гитаре и тот самый Иван Васильев, цыганский хоревод, певец, гитарист и композитор.
Дело было в московском гостеприимном доме Дюбюка, двери которого были всегда широко открыты для истинно талантливых и творческих людей. Ситуация усугублялась тем, что все трое знали толк в деле хорошо выпить и хорошо закусить. Вот после определенных порций и родился тот самый, заветный мотив, который и до сего дня танцуется и поется от души и в пафосном концертном зале, и за столом, а иногда и под столом!
Но, замечу, это только легенда, хотя и очень, очень правдоподобная!
Чуть подробнее о композиторе Александре Дюбюке, между прочим, чистокровном, стопроцентном французе, который написал около двухсот дивной красоты русских и цыганских романсов и песен! – Вот как это возможно, чтобы он создавал «русскую народную музыку»?! Такую, которая разошлась по всей России, которую записывали фольклористы в русских деревнях, как исконно народную, петую прабабушками. Заходит, бывало, Александр Иванович в нотный магазин, листает сборник русских народных песен, записанных в Н.-ской губернии, и находит собственные сочинения. Как вот так возможно настолько проникнуть в самые потаенные уголки русской национальной души, русской песенности истинному французу?
Сегодня для нас самое известное его сочинение – это песня «Не брани меня, родная», которую, кстати, в годы СССР еще объявляли в концертах, как русскую народную. А написал ее – он.
Не брани меня, родная. А. Дюбюк - А. Баташев. Поет Н. А. Обухова. Запись 1949 года.
Александр Иванович Дюбюк – коренной москвич. Он появился на свет в судьбоносный для России 1812 год. Его отец – потомок бежавшего от революции французского аристократа, мать – из семьи, владевшей пансионами в Москве, в Лефортове. В семье все любили музыку, родители сами пели и играли на музыкальных инструментах, но маленький Александр был от самого рождения одарен природой явно и щедро.
В достаточно раннем возрасте он начинает серьезно заниматься музыкой и уже в 11 лет выступает, как пианист, в сопровождении оркестра. В 1823 году с мальчиком выражает желание заниматься Джон Фильд – выдающийся музыкант своей эпохи, пианист, известный и почитаемый всей Европой. Он дает уроки юному Дюбюку в течение шести лет.
В 1827 году Александр с благословения учителя заменяет его в концерте. Разрешение наставника выступать публично означало, что он признает в своем ученике законченного артиста.
Француз по происхождению, Александр Дюбюк был большим любителем женского пола, был прекрасно воспитан, обладал галантными манерами и врожденным шармом, широкой душой и легким характером, любил выпить и закусить, обожал хорошую компанию и ценил роскошь человеческого общения. За свою долгую и наполненную событиями жизнь он неоднократно любил сам и был любим другими. Семейная, личная жизнь его была насыщенной – Александр Иванович был четырежды женат и от всех браков произвел на свет шестнадцать человек детей. Ходили даже слухи, что одно время в его доме жили сразу две его тещи, и он добросовестно и смиренно нес на себе крест дважды зятя.
На сегодняшний день обнаружено 177 романсов композитора, 15 из них – обработки народных, в том числе, цыганских песен. Почти 40 романсов Александра Ивановича растворились в городской среде и в деревне, стали восприниматься народом, как свои, народные, песни.
Композитор часто посвящал свои сочинения друзьям, знакомым, городским начальникам, их женам …
В 1855 году Дюбюк пишет песню «Размолодчики» и посвящает ее знаменитому весельчаку, приятелю Пушкина, Глинки, Лермонтова, Островского, Вяземского, Аполлона Григорьева гвардейскому офицеру Константину Александровичу Булгакову.
Булгаков – ровесник Дюбюка, оба родились в 1812 году. Его отец – московский почт-директор Александр Яковлевич, он – племянник петербургского почт-директора и управляющего Почтовым департаментом Константина Яковлевича и внук Якова Ивановича Булгакова – посла Екатерины II в Польше и Османской империи.
Булгаков обладал многочисленными талантами – в совершенстве владел фортепиано, пел, прекрасно рисовал, сочинял стихи …
Он, кстати, не просто пел (у него не было певческого голоса, как такового), а феноменально подражал звучанию голосов своих друзей. Среди его знакомых был граф Михаил Юрьевич Виельгорский, меценат, композитор, музыкальный и общественный деятель, визит в дом которого считал своим первым делом любой иностранный гастролер. Да и просто очень богатый и приближенный к Императору человек. Михаил Юрьевич неплохо пел романсы собственного сочинения. Часто Булгаков и Виельгорский развлекались следующим образом – они запирались в комнате, Виельгорский садился за рояль и аккомпанировал свои романсы Булгакову, который пел голосом Виельгорского. Родная мать не узнала бы, кто это пел!!! Не говоря уже о многочисленных гостях. – Виельгорский от смеха падал со стула!
Кроме этих невероятных талантов Булгаков был одарен феноменальным чувством юмора, неуемной энергией и непреодолимым желанием от души повалять дурака. О его похождениях, когда он еще служил в Петербурге, писали современники, и до сих пор любители старины собирают и издают анекдоты о бесчисленных фокусах Константина Булгакова.
Расскажу только один из них!
Командующий Гвардейским корпусом Великий князь Михаил Павлович как-то раз был в театре. И вдруг в ложе напротив себя он увидел Булгакова! Булгаков был в этот момент арестован за очередную дурацкую шутку и должен был находиться на гауптвахте! Великий князь протер глаза и решил, что этого не может быть! Но захотел проверить, захотел убедиться во всем лично. Он покидает театр, садится в карету и едет на гауптвахту. В камере он видит спокойно спящего Булгакова! Успокоенный, Михаил Павлович, приезжает в театр и видит в ложе напротив своей … все того же Булгакова!!! Вот этого точно не может быть, потому что не может быть никогда!!! Уже бегом командующий устремляется к экипажу и едет на гауптвахту. Отгадайте, дорогой читатель, кого видит Великий князь в соответствующей камере? Правильно! – Спокойно спящего там Булгакова!!!
Он будит его и спрашивает:
– Ничего тебе не сделаю!!! Только скажи – как?...
Булгаков отвечает:
– Да все просто, Ваше Высочество! Вы сами меня возили туда-сюда!! На запятках Вашей кареты!!!
Попрошу обратить внимание, друзья, подумайте только – ведь не лень было, просто так, из любви к искусству!..
Между прочим, Константин Александрович считался серьезным знатоком музыки. Он был близким приятелем композиторов Михаила Глинки и Александра Даргомыжского. Общеизвестна фраза музыкального критика А. Серова: «Кто не слыхал романсов Глинки, спетых им самим, тот не знает этих романсов». Современники были с этим абсолютно согласны (здесь надо заметить, что Глинка обладал хорошим голосом и пел замечательно, особенно романсы собственного сочинения). Глинка не только пел, но и играл, тонко передавая все драматические акценты поэтической фразы текстов своих произведений, играл тембрами, нюансами своего собственного голоса. Жаль, мы услышать этого не сможем – граммофона тогда еще не было!
Булгаков, пользуясь своим талантом звукоподражания, копировал Глинку довольно точно вокально, но и драматическую сторону глинкинского исполнения передавал достаточно убедительно. Современники, да и сам Глинка, это очень ценили.
С ним советовались и прислушивались к его мнению и Глинка, и Даргомыжский. А театральный критик Баженов прямо указывал, что Глинка не написал ни одной строчки без совета Булгакова!!!
В 1845 году Константин Александрович Булгаков оставил военную службу, уехал из Петербурга и поселился в Москве. Но не угомонился!!!
Его дом у Красных ворот был всегда полон гостей!
Главными достопримечательностями его квартиры были фортепиано и старый шкаф. С фортепиано более-менее все понятно, а старинный шкаф содержал в себе коллекцию так называемого «водочного лексикона». На полках помещались буквально все сорта водки «от А до Я».
Ну например, «а» – абрикосовая, «б» – брусничная, «в» – вишневая, «г» – грушовая, «д» – дынная, «е» – еловая, «ё» – ёрш, «ж» – на жимолости и т. д., вплоть до буквы «я» – яблочная.
Был еще один сорт на букву «в», который, говорят, пользовался наибольшим спросом – сорт «водка вообще»!
В обязанность друзей и гостей хозяина, коих, понятно, было великое множество, входило поделиться впечатлением от знакомства с коллекцией на стенах комнаты. Здесь можно было встретить автографы многих знаменитостей, в том числе и венгерского композитора и пианиста Ференца Листа, и «короля теноров» итальянца Джованни Баттиста Рубини, наверняка дегустировали и расписывались на обоях и Дюбюк, и Иван Васильев, а уж Аполлон Григорьев и Михаил Высотский – это уж точно!!! – Они были профессионалами в этом деле!!!
Наверняка, и крамбамбули занимал достойное место в этом доме. Крамбамбули, который воспели поэт Николай Языков и композитор Александр Дюбюк!!!
Знаменитая песня «Крамбамбули» посвящена убойному по силе своего воздействия рецепту. Сейчас уже трудно быть абсолютно достоверным, кто говорит, что любимое студенческое питье «Крамбамбули» это – самый обыкновенный «ерш», а, например, автор Б. В. Кошелев в своей брошюре «Напитки» утверждает, что вино «Крамбамбули» это – жженка – приготовленная особым образом смесь глинтвейна, рома с сахаром и фруктов. Есть также мнение, что «Крамбамбули» это – смесь вообще всех находящихся под рукой спиртных напитков в произвольных пропорциях. Авторы песни «Крамбамбули», исполняемой с удовольствием и сейчас – поэт Николай Языков, сделавший вольный перевод старинной немецкой песни, и Александр Иванович Дюбюк, обработавший мелодию. Ее пели студенты, цыгане, гусары, оперные и опереточные певцы, поют ее сегодня даже премьеры Большого и Малого театров, а также очень серьезные солисты Московской Государственной филармонии.
Вот был бы музей – квартира Булгакова у Красных ворот, скажете вы, друзья!!!
К сожалению, это примечательное место не сохранилось до наших дней – все уничтожил пожар!!!
Как жалко!!!
Последней ученицей Дюбюка была будущая звезда московских Частных опер Мамонтова и Зимина, которую впоследствии за большой драматический талант критики назовут «оперной Ермоловой», очаровательная Елена Яковлевна Цветкова.
Последний романс Дюбюка – «Луна плывет высоко над землею» на стихи И. С. Тургенева издан в 1887 году.
Он – о любви.
Друзья! Не устаю обращать ваше драгоценное внимание на лайки!
Не стесняйтесь оставлять комментарии, вопросы задавайте, впечатлениями и воспоминаниями длитесь!
Кто еще не подписался на канал – пожалуйста, подписывайтесь!
В очерке использованы материалы книги Елены и Валерия УКОЛОВЫХ «Романсы московского гуляки», Москва, 1997 г.