Снова нас накрывает очередная волна пандемии, снова ограничения, снова путешествия превращаются в далекую картинку из мира сновидений и грез. А так хотелось к морю, так хотелось снова увидеть Крым... Что ж, всем тем, кому также не повезло в это лето, как и мне, в качестве альтернативы предлагаю немного развлечься и полюбоваться пейзажами Крыма в творчестве художника Г.П. Кондратенко.
Почему именно этими пейзажами? Дело в том, что они позволяют нам прогуляться по Крымским достопримечательностям и увидеть их такими, какими они были 100 лет назад.
Гавриил Петрович Кондратенко (1854-1924) происходил из семьи крепостного крестьянина, а потому о ранних годах его жизни известно мало. Зато более поздний период – начиная с момента его обучения в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, - изучен достаточно хорошо.
Так, в академии наставником юного дарования был Михаил Константинович Клодт знаменитый пейзажист (племянник знаменитого скульптора – Петра Карловича Клодта, которому Санкт-Петербург обязан некоторыми своими достопримечательностями. Например: скульптуры Аничкого моста).
Уже в годы обучения Г.П. Кондратенко создал множество произведений, которые удостоились малых и больших серебряных медалей. А по окончании академии в 1882 г. он получил золотую медаль.
На сегодняшний день его творчество ценится по-прежнему очень высоко: добрые, светлые и невероятно теплые пейзажи кажутся такими родными, близкими, понятными и красивыми… Однако самыми известными являются его произведения, посвященные Крыму.
Вскоре после окончания обучения он отправился в путешествие по югу страны и был буквально очарован буйством и красками ее природы, притягательным контрастом теплого, пронизанного блеском солнца и холодной стальной синевы бескрайнего моря… Все это он постарался передать через свои картины, попытался дать нам возможность прикоснуться хоть ненадолго, хоть краешком души к южной сказке Крымских просторов.
Неудивительно, что его, в сущности, простые пейзажи так странно притягательны. Когда смотришь на его полотна, буквально погружаешься в атмосферу крымского лета: видишь белесое от солнечного света крымское небо и начинаешь чувствовать сухой жар крымских степей, или вдруг засмотришься на изумрудные россыпи бесконечной зелени, как в тот же момент начинаешь буквально кожей ощущать вязкую, пряную атмосферу ялтинских парков и крымских лесов…
Или вдруг возникнут где-то в самом дальнем уголке сознания легкие, едва уловимые нотки освежающего хвойного аромата…И вот уже в дымке снежных облаков, в томном мареве крымского зноя подобно сказочному миражу возникают строгие очертания скалистых уступов и гордая вершина Ай-Петри…
А море? Как же Крым и без моря? Нет, безусловно художник не смог обойти его своим вниманием, воплотив на своих картинах всю его изменчивость и красоту. Опять-таки, сложно сказать, насколько хорошо это у него получилось с художественной точки зрения: как выразительны его мазки, техника, - но вот, что доподлинно понятно, так это то, что ощущения жизни, силы морской волны у него передано очень точно и как-то, до странности просто.
Возможно, в этом повинна сама капризная стихия, а может быть такова задумка художника, но единственные его «Крымские» картины, на которых нет привычных глазу ярких, насыщенных красок, это пейзажи, посвященные морю. Привычная легкость и сказочность уступает здесь место строгости, лаконичности и силе. Хотя, нельзя не признать, что эта сила по-своему красива… А как чувствуется атмосфера: соленый запах морской свежести и гул неумолимого в своей монотонности прибоя буквально захватывает воображение…
Однако, как по мне, так самыми обаятельными и душевными выглядят те из Крымских пейзажей Кондратенко, где в зелени бескрайних садов так зазывно петляют и манят узкие аллеи и тропинки… Они такие живые, такие настоящие и уютные, что кажется вот-вот и кто-нибудь появится из-за поворота… Причем этот кто-нибудь непременно будет гостем из давно ушедшей прекрасной эпохи рубежа 19-20 веков: утонченной дамой в белоснежном летнем платье, покрытом пеной из кружева и шелка, или гордым офицером, опять-таки почему-то в белоснежном кителе…
Казалось бы, как могут пейзажи и простые парковые аллеи передавать дух и характер эпохи. Разве они так кардинально меняются? В чем причина такого восприятия картин? Почему эти яркие картины порождают такое стойкое чувство времени и принадлежности к другой эпохе?
Честно, я сама не совсем понимаю в чем тут дело. Возможно, отчасти в этом повинна техника мастера: ведь современное искусство в своем неизлечимом стремлении выделиться и удивить едва ли может похвастаться такой простотой выразительности и атмосферности, такой истиной, ничем не изуродованной красотой.
А возможно, во всем повинны люди: на Крымских пейзажах Кондратенко их фактически нет… А ведь тот, кто хоть раз был в современном нам Крыму, в самый замечательный период конца весны и беспечного лета, точно знает, что подобное едва ли возможно (ну разве что если объявят новый карантин, и мы вдруг ни с того ни с сего решим его неукоснительно соблюдать – сюжет из области фантастики).
Особенно этот контраст ощущается, когда на полотнах художника мы попадаем в мир Крымских достопримечательностей. Больше всего Кондратенко, по-видимому, нравились Воронцовский дворец и дворец в Алупке: их белоснежные стены и залитые блеском солнечных лучей террасы, декор и балконы, так выразительно контрастируют с яркими, насыщенными красками: бесчисленными оттенками зелени летней листвы и глубокой сиреневой синевой глициний…
А вот Ласточкино гнездо выглядит куда менее колоритно. Увы и ах, но сто лет назад одна из самых широко известных крымских достопримечательностей (которая, кстати, сейчас считается самой разочаровывающей) была отнюдь не так живописна и притягательна, хотя определенного шарма все-таки была не лишена, что и неудивительно: ведь даже совсем скромный домик будет выглядеть вызывающе и необыкновенно, если его разместить на самом краешке скалы, устремленной навстречу бескрайней мощи морской стихии…
Однако самой моей любимой картиной среди этих теплых крымских зарисовок является, как ни странно, «Ночь в Бахчисарае». Странно, потому что здесь практически нет никаких ярких цветов, нет белой теплоты южного солнца, бескрайней синевы моря и роскоши цветочных орнаментов. Зато здесь есть волшебство холодного лунного света и пряная свежесть южной ночи…
Вы помните, как пахнет, как звучит теплая южная ночь? Как обостряется в эти часы наше восприятие, сколько всего и сразу ощущает наш разум, тело и душа, которая в сумеречном свете луны, погружаясь в мир ярких звуков и запахов, вдруг наполняется жаждой жизни и ощущением покоя, стремится объять необъятное и вместе с тем, пребывает в гармонии и наполняется ощущением ожидания…
Ожидания чего-то доброго, светлого, таинственного, желанного…- большой и сильной любви или сказочного приключения, или сновидения, которое когда-то давно пригрезилось и теперь не отпускает эту бедную душу, вселяя в нее все новые и новые надежды и мечты…
Наверное, именно в ощущениях, как всегда для меня при знакомстве с творчеством того или иного художника, заключается самая главная ценность «крымских» картин Кондратенко. Хотя они имеют мало общего с настоящим, и больше похожи на старинные открытки, они все равно дарят массу приятных эмоций и ожиданий – ведь они изображают именно тот Крым, каким мы привыкли хотеть его видеть: с чистой зеленью лесов, извилистыми и тихими аллеями и тропинками, с бескрайней синевой чистого моря, и белыми от солнца террасами дворцов.
О том какой Крым есть на самом деле, можно узнать из этих статей канала: