Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Крым глазами художника 100 лет назад.

Снова нас накрывает очередная волна пандемии, снова ограничения, снова путешествия превращаются в далекую картинку из мира сновидений и грез. А так хотелось к морю, так хотелось снова увидеть Крым... Что ж, всем тем, кому также не повезло в это лето, как и мне, в качестве альтернативы предлагаю немного развлечься и полюбоваться пейзажами Крыма в творчестве художника Г.П. Кондратенко.

Почему именно этими пейзажами? Дело в том, что они позволяют нам прогуляться по Крымским достопримечательностям и увидеть их такими, какими они были 100 лет назад.

Гавриил Петрович Кондратенко (1854-1924) происходил из семьи крепостного крестьянина, а потому о ранних годах его жизни известно мало. Зато более поздний период – начиная с момента его обучения в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, - изучен достаточно хорошо.

"Крымский пейзаж", Г.П. Кондратенко
"Крымский пейзаж", Г.П. Кондратенко

Так, в академии наставником юного дарования был Михаил Константинович Клодт знаменитый пейзажист (племянник знаменитого скульптора – Петра Карловича Клодта, которому Санкт-Петербург обязан некоторыми своими достопримечательностями. Например: скульптуры Аничкого моста).

Уже в годы обучения Г.П. Кондратенко создал множество произведений, которые удостоились малых и больших серебряных медалей. А по окончании академии в 1882 г. он получил золотую медаль.

На сегодняшний день его творчество ценится по-прежнему очень высоко: добрые, светлые и невероятно теплые пейзажи кажутся такими родными, близкими, понятными и красивыми… Однако самыми известными являются его произведения, посвященные Крыму.

Вскоре после окончания обучения он отправился в путешествие по югу страны и был буквально очарован буйством и красками ее природы, притягательным контрастом теплого, пронизанного блеском солнца и холодной стальной синевы бескрайнего моря… Все это он постарался передать через свои картины, попытался дать нам возможность прикоснуться хоть ненадолго, хоть краешком души к южной сказке Крымских просторов.

"Крымский пейзаж с саклей", Г.П. Кондратенко, 1890-е
"Крымский пейзаж с саклей", Г.П. Кондратенко, 1890-е

Неудивительно, что его, в сущности, простые пейзажи так странно притягательны. Когда смотришь на его полотна, буквально погружаешься в атмосферу крымского лета: видишь белесое от солнечного света крымское небо и начинаешь чувствовать сухой жар крымских степей, или вдруг засмотришься на изумрудные россыпи бесконечной зелени, как в тот же момент начинаешь буквально кожей ощущать вязкую, пряную атмосферу ялтинских парков и крымских лесов…

"Морской пейзаж. Крымский берег", Г.П. Кондратенко
"Морской пейзаж. Крымский берег", Г.П. Кондратенко

Или вдруг возникнут где-то в самом дальнем уголке сознания легкие, едва уловимые нотки освежающего хвойного аромата…И вот уже в дымке снежных облаков, в томном мареве крымского зноя подобно сказочному миражу возникают строгие очертания скалистых уступов и гордая вершина Ай-Петри…

"Вид Алупки", Г.П. Кондратенко
"Вид Алупки", Г.П. Кондратенко

А море? Как же Крым и без моря? Нет, безусловно художник не смог обойти его своим вниманием, воплотив на своих картинах всю его изменчивость и красоту. Опять-таки, сложно сказать, насколько хорошо это у него получилось с художественной точки зрения: как выразительны его мазки, техника, - но вот, что доподлинно понятно, так это то, что ощущения жизни, силы морской волны у него передано очень точно и как-то, до странности просто.

"Берег моря. Крым", Г.П. Кондратенко
"Берег моря. Крым", Г.П. Кондратенко

Возможно, в этом повинна сама капризная стихия, а может быть такова задумка художника, но единственные его «Крымские» картины, на которых нет привычных глазу ярких, насыщенных красок, это пейзажи, посвященные морю. Привычная легкость и сказочность уступает здесь место строгости, лаконичности и силе. Хотя, нельзя не признать, что эта сила по-своему красива… А как чувствуется атмосфера: соленый запах морской свежести и гул неумолимого в своей монотонности прибоя буквально захватывает воображение…

"Крым. Старая Ротонда", Г.П. Кондратенко, 1890-е
"Крым. Старая Ротонда", Г.П. Кондратенко, 1890-е

Однако, как по мне, так самыми обаятельными и душевными выглядят те из Крымских пейзажей Кондратенко, где в зелени бескрайних садов так зазывно петляют и манят узкие аллеи и тропинки… Они такие живые, такие настоящие и уютные, что кажется вот-вот и кто-нибудь появится из-за поворота… Причем этот кто-нибудь непременно будет гостем из давно ушедшей прекрасной эпохи рубежа 19-20 веков: утонченной дамой в белоснежном летнем платье, покрытом пеной из кружева и шелка, или гордым офицером, опять-таки почему-то в белоснежном кителе…

"Парк в Алупке", Г.П. Кондратенко
"Парк в Алупке", Г.П. Кондратенко

Казалось бы, как могут пейзажи и простые парковые аллеи передавать дух и характер эпохи. Разве они так кардинально меняются? В чем причина такого восприятия картин? Почему эти яркие картины порождают такое стойкое чувство времени и принадлежности к другой эпохе?

"Окраина Алупкинского парка. Аллея", Г.П. Кондратенко
"Окраина Алупкинского парка. Аллея", Г.П. Кондратенко

Честно, я сама не совсем понимаю в чем тут дело. Возможно, отчасти в этом повинна техника мастера: ведь современное искусство в своем неизлечимом стремлении выделиться и удивить едва ли может похвастаться такой простотой выразительности и атмосферности, такой истиной, ничем не изуродованной красотой.

"Весна в Крыму", Г.П. Кондратенко
"Весна в Крыму", Г.П. Кондратенко

А возможно, во всем повинны люди: на Крымских пейзажах Кондратенко их фактически нет… А ведь тот, кто хоть раз был в современном нам Крыму, в самый замечательный период конца весны и беспечного лета, точно знает, что подобное едва ли возможно (ну разве что если объявят новый карантин, и мы вдруг ни с того ни с сего решим его неукоснительно соблюдать – сюжет из области фантастики).

Особенно этот контраст ощущается, когда на полотнах художника мы попадаем в мир Крымских достопримечательностей. Больше всего Кондратенко, по-видимому, нравились Воронцовский дворец и дворец в Алупке: их белоснежные стены и залитые блеском солнечных лучей террасы, декор и балконы, так выразительно контрастируют с яркими, насыщенными красками: бесчисленными оттенками зелени летней листвы и глубокой сиреневой синевой глициний…

А вот Ласточкино гнездо выглядит куда менее колоритно. Увы и ах, но сто лет назад одна из самых широко известных крымских достопримечательностей (которая, кстати, сейчас считается самой разочаровывающей) была отнюдь не так живописна и притягательна, хотя определенного шарма все-таки была не лишена, что и неудивительно: ведь даже совсем скромный домик будет выглядеть вызывающе и необыкновенно, если его разместить на самом краешке скалы, устремленной навстречу бескрайней мощи морской стихии…

"Ласточкино гнездо", Г.П. Кондратенко, 1890г.
"Ласточкино гнездо", Г.П. Кондратенко, 1890г.

Однако самой моей любимой картиной среди этих теплых крымских зарисовок является, как ни странно, «Ночь в Бахчисарае». Странно, потому что здесь практически нет никаких ярких цветов, нет белой теплоты южного солнца, бескрайней синевы моря и роскоши цветочных орнаментов. Зато здесь есть волшебство холодного лунного света и пряная свежесть южной ночи…

"Ночь в Бахчисарае", Г.П. Кондратенко
"Ночь в Бахчисарае", Г.П. Кондратенко

Вы помните, как пахнет, как звучит теплая южная ночь? Как обостряется в эти часы наше восприятие, сколько всего и сразу ощущает наш разум, тело и душа, которая в сумеречном свете луны, погружаясь в мир ярких звуков и запахов, вдруг наполняется жаждой жизни и ощущением покоя, стремится объять необъятное и вместе с тем, пребывает в гармонии и наполняется ощущением ожидания…

Ожидания чего-то доброго, светлого, таинственного, желанного…- большой и сильной любви или сказочного приключения, или сновидения, которое когда-то давно пригрезилось и теперь не отпускает эту бедную душу, вселяя в нее все новые и новые надежды и мечты…

"Крымский пейзаж с кипарисами", Г.П. Кондратенко
"Крымский пейзаж с кипарисами", Г.П. Кондратенко

Наверное, именно в ощущениях, как всегда для меня при знакомстве с творчеством того или иного художника, заключается самая главная ценность «крымских» картин Кондратенко. Хотя они имеют мало общего с настоящим, и больше похожи на старинные открытки, они все равно дарят массу приятных эмоций и ожиданий – ведь они изображают именно тот Крым, каким мы привыкли хотеть его видеть: с чистой зеленью лесов, извилистыми и тихими аллеями и тропинками, с бескрайней синевой чистого моря, и белыми от солнца террасами дворцов.

О том какой Крым есть на самом деле, можно узнать из этих статей канала: