Немецкий социолог Макс Вебер, говоря о видах социальных действий, в качестве идеального типа таковых называл рациональное действие, то есть такое, которое полностью детерменируется разумом и законами логики. Однако в реальности мы совершаем поступки, подлинный смысл которых кроется не в сознании, а в бессознательном. В психологии есть ряд описаний таких закономерностей.
Одной из них является Дилемма дикобразов.
Открыл этот парадокс в середине в 19 века Артур Шопенгауер, позднее он был использован Зигмундом Фрейдом при его исследованиях бессознательного. Суть дилеммы можно описать притчей. На ночлег остановилось семейство дикобразов. Ночью им стало холодно, и поэтому они приблизились друг к другу. Однако когда они легли слишком близко, то начали колоть друг друга иглами, и это вынудило их разместиться на более далёком расстоянии, однако и это оказалось неудобным, поскольку дикобразы мёрзли. Поэтому они сближались и расходились, пока не оказались на оптимальном расстоянии, чтобы не замёрзнуть и не исколоть друг друга колючками.
Если мы спроецируем данную притчу на людей, то можем увидеть следующее: вступая в отношения, мы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее сблизиться с партнёром, как можно лучше его узнать. Однако любой, даже самый положительный человек, в соответствии с ведическим знанием, имеет 10-20 негативных качеств, которые способны оттолкнуть от него окружающих. Поэтому, узнавая любимого человека, мы узнаём "его иглы", которые заставляют нас отдалиться от него. Если у нас хватает мудрости и терпения, мы будет пытаться сблизиться с партнёром снова и снова, не разрывая отношений, пока не сможем найти оптимальной степени близости, основанной на взаимном принятии и уважении. В противном случае, можно просто разочароваться в своём партнёре, что и приводит к разрыву. Однако виновником такой ситуации оказываемся мы сами. Поэтому и важно выстраивать отношения постепенно, понимая, что каждый человек - это целый космос, который нужно принять, с которым нужно найти точки соприкосновения.