Европейский театр (а вместе с ним и зрители TheatreHD) постепенно привыкает к режиму blind casting — когда артистов выбирают на роли, не принимая во внимание цвет кожи, пол и возраст. Бывают провалы, бывают настоящие открытия — как всегда в театре.
Но бывают и спектакли, где кастинг намеренно собирается «от противного». Вот о таких и поговорим. Вернее, такие и посмотрим.
«Юлий Цезарь»
Новинка на TheatreHD/Play — спектакль Грегори Дорана «Юлий Цезарь», где действие перенесено в Африку, а состав исполнителей эксплицитно подобран под этот перенос.
«Моим первым желанием было поставить пьесу так, чтобы ее действие происходило примерно во второй половине прошлого века, конечно, южнее Сахары. Но История всегда обгоняет нас. После Арабской Весны оказалось, что самый неотложный вопрос не в том, избавятся ли от Каддафи, а в том, кто его заменит. Из-за этого второе действие «Юлия Цезаря», которое обычно воспринимается как некая антикульминация, вдруг становится не менее важным и вызывает дрожь. По крайней мере, я надеюсь, что это так и получилось», — говорил режиссер о своем спектакле во время гастролей на Чеховском фестивале в Москве в 2012 году.
В декорациях то ли античного амфитеатра, то ли современного стадиона под аккомпанемент аутентичных африканских мелодий разворачивается самый что ни на есть современный политический триллер, в котором есть место и всевластному тирану, возомнившему себя отцом нации, и жаждущей перемен оппозиции, и заговорам, и полным манипуляций публичным речам политиков.
Тема власти и того, что она делает с людьми, вечна. История про то, что к власти никогда не приходят те, кто действительно верит в справедливость, тоже вечна. Древний Рим или современная Африка — ничто не меняется. Цезарь умер, но кто придет на смену Цезарю?
«Гамлет»
«Гамлет» — работа Саймона Годвина, концептуально близкая к идее «Юлия Цезаря». Стержень, нерв, основа истории — чернокожий принц. Гамлет молод и богат, весь мир у его ног: он учится за границей и ведёт праздный образ жизни. Но однажды он получает известие из дома, и весь его уютный мир немедленно рушится — на родине умирает его отец.
Триумфальный, яркий и экзотический «Гамлет» режиссера Саймона Годвина с неистовым, заполняющим всё пространство сцены своей живой энергией и страстью актером Паапой Эссиэйду можно счесть образцом политкорректности, а можно — вновь удивиться и восхититься тому, насколько Шекспир — для всех и про всех.
«Лебединое озеро» Мэтью Борна
Девушки-лебеди прекрасны и одухотворены, но почему «Лебединое озеро» показывает только эту сторону лебединой природы? Лебединая шея, плавные скользящие движения, сильные красивые крылья — это всё прекрасно, но если хоть раз посмотреть на настоящих лебедей, особенно на суше, сразу видно, что это злые, мощные, неуклюжие и далеко не всегда красивые птицы.
Мысль о том, что лебедей могли бы станцевать мужчины, много лет не давала покоя Мэтью Борну. И как только у него появилась возможность поставить собственное «Лебединое озеро», он это немедленно сделал. Конечно, смысл там не только (совсем не только!) в том, что женские партии исполняют мужчины. Сказка о любви и предательстве обрела иное звучание, а Борн обрел мировую славу.
Посмотреть «Лебединое озеро» можно в июле на большом экране, и в любое время — на TheatreHD/Play.
«Укрощение строптивого»
Если Борн поменял девушек на юношей, то Джастин Одиберт сделал полный перевертыш: в его «Укрощении строптивого» местами поменялись все.
Из-за радикальной смены пола всех действующих лиц в новой постановке описать канву комедии о том, как своенравная и острая на язычок девушка проходит «воспитание» в доме канонично патриархального муженька и обретает гармонию в послушании, становится непростой задачей. Вместо дочери — сын, вместо отца — мать, вместо мужа — жена… Режиссёр переворачивает сюжет Барда с ног на голову и помещает энергичную историю о запутанных путях любви в мир победившего матриархата, чтобы по-новому взглянуть на проблемы гендерной иерархии и власти.
«Ромео и Джульетта»
Кеннет Брана, многократно обращавшийся к творчеству Шекспира, свою интерпретацию «Ромео и Джульетты» сделал черно-белой, в стиле итальянского неореализма конца 40-х годов и «Сладкой жизни» Феллини 1960 года.
Многие акценты в этой истории смещены, но, вероятно, самое интересное решение — приглашение на роль Меркуцио ветерана британской сцены сэра Дерека Джекоби (на момент постановки спектакля Джекоби было 76 лет).
Нельзя сказать, что в этом смысле спектакль уникален — актеры часто играют персонажей, которые моложе их в разы. Но в случае с Джекоби история получилась концептуальной. Меркуцио из ровесника превращается в старшего товарища, в каком-то смысле — наставника и защитника, в каком-то — в юного душой героя, который не просто тянется к молодой компании, но и является ее звездой. От этого старого щеголя, который начинает свой день с чашечки кофе и стаканчика граппы за столиком в кафе и непринужденно сыплет остроумными парадоксами, завораживая молодежь, действительно нельзя оторвать глаз. Сэр Дерек — один из немногих мастеров, наделенных даром произносить шекспировские строки с естественностью обыденной речи, и в этой постановке он, скажем честно, cлегка затмевает всех.
«Ромео и Джульетта» — в июле в кинотеатрах, остальные спектакли можно найти на TheatreHD/Play.