В продолжение статьи «О чем не говорят. Чему не учат в школе» — пространство и время в пентадной логике» сегодня речь пойдет о связях универсальных этапов пентадной логики (ПЛ) в любом событии.
Эта связь часто проявляется в передаче энергии и/или трансформации самого объекта рассмотрения или в общем виде события в развитии.
Напомню универсальную схему ПЛ:
Цикл у-син
Эта схема изначально основана на известном древнем китайском цикле у-син с его законами взаимодействия — трансформации энергии — между равноправными элементами.
Обычно его приводят на примере взаимодействия пяти стихий: воды, дерева, огня, земли и воздуха — с их взаимным усилением и ослаблением.
На схемах зелеными стрелками по кругу между элементами обозначены созидающие-поддерживающие связи, а красными «по звездочке» — ослабляющие-разрушающие.
Порождающая связь с последующим элементом называется правилом «мать-сын», а угнетающая связь — «дед-внук».
Это правила трансформации-передачи энергии в системе из пяти элементов для ее стабильного существования.
Эти же правила взаимодействия работают и в ПЛ.
В чем же отличия пентадной логики от цикла у-син
У цикла у-син в такой показанной метафоре природного закона конца и начала как бы нет.
В этом ее ограничение использования как абстрактной модели только для бесконечно повторяющихся трансформационных процессов-явлений.
В отличие от китайской интерпретации цикла у-син ПЛ оперирует как бы не особо равноправными элементами.
Потому что кроме явных этапов самого события в ПЛ учитывается еще один элемент — ОТСУТСТВИЕ самого события как его предтеча-причина.
И эта причина часто к самому событию уже может и не иметь прямого отношения. Поэтому из-за этого нередко и теряется понимание происходящего.
Именно это отличие и является дальнейшей разработкой инструмента исследования и познания событий в развитии — пентадной логики. И дает гораздо больше возможностей для исследования и понимания происходящего в динамике причинно-следственных связей.
Если рассматривать какой-то объект/сущность/явление, то обязательно нужно не забыть и про его ОТСУТСТВИЕ во времени и пространстве ДО, а возможно и ПОСЛЕ.
Возможно китайцы на уровне общедоступной информации и западной науки «спрятали» такого рода суть в своих каких-то закрытых учениях для посвященных.
А возможно даже и не «докопались» до такого использования своей же схемы.
Но это только мое предположение.
Связи между элементами в ПЛ по правилам «мать-сын», «дед-внук»
Как уже я упоминал выше, эти правила работают и в ПЛ.
Коротко рассмотрим их на примере однолетнего-«одноразового» цветка, вырастающего из семечка под землей и потом погибающего.
Это будет по ПЛ как общий КОНТЕКСТ — жизненный цикл цветка.
ЭЛЕМЕНТЫ при этом будут такие:
Семя под землей — ОТСУТСТВИЕ цветка.
Маленький росток цветка — ЗАРОЖДЕНИЕ.
Растение в полном цветении — РАЗВИТИЕ в ожидании опыления.
Цветок после опыления порождает новое семя в себе — НАСЫЩЕНИЕ.
Растение роняет семена, теряет влагу/засыхает — ВЫРОЖДЕНИЕ.
Теперь рассмотрим СВЯЗИ между этими элементами по ПЛ.
ОТСУТСТВИЕ чего-то логично порождает (по правилу «мать-сын» по зеленым стрелкам) элемент ЗАРОЖДЕНИЕ и в то же время пока что-то отсутствует, то и нет РАЗВИТИЯ (правило «дед-внук» по красным стрелкам).
Невидимое семя в земле — ОТСУТСТВИЕ — вдруг проросло (зеленая стрелка) и появился маленький росток — ЗАРОЖДЕНИЕ.
Сможет ли росток выжить и долго РАЗВИВАТЬСЯ в этих условиях — пока неизвестно (красная стрелка). Могут затоптать или животные съесть.
Наполненный энергией элемент ЗАРОЖДЕНИЕ дает возможность в будущем гораздо легче РАЗВИВАТЬСЯ, но является полной противоположностью элементу НАСЫЩЕНИЕ. Поэтому связь с ним угнетающая.
Росток превращается (зеленая стрелка) в красивый цветок — РАЗВИТИЕ, но пока не произойдет опыление каким-то способом, семян — НАСЫЩЕНИЕ — точно не будет (красная стрелка). Насекомых или ветра может и не быть.
Далее, элемент РАЗВИТИЕ готовит, поддерживает в итоге элемент НАСЫЩЕНИЕ.
И является как бы антиподом элемента ВЫРОЖДЕНИЕ, ослабляет его.
После опыления (зеленая стрелка) наступает созревание семян — НАСЫЩЕНИЕ — как конечный результат жизни цветка.
Но пока семя не вызрело, и речи нет о ВЫРОЖДЕНИИ растения (красная стрелка).
Во время созревания семян цветок все силы отдает этому процессу — НАСЫЩЕНИЕ — и готовится погибнуть — ВЫРОЖДЕНИЕ.
После созревания семян (зеленая стрелка) жизненная миссия растения заканчивается — ВЫРОЖДЕНИЕ — и оно погибает, но есть готовые семена в противовес ОТСУТСТВИЮ самого цветка.
Вот так происходит событие по этапам — трансформация жизненной энергии во времени — жизненный цикл однолетнего цветка.
Если в любом развивающемся процессе можно найти-обнаружить хотя бы некоторые элементы-этапы и они будут в последовательности и взаимосвязи соответствовать друг другу, то легко будет восстановить полную картину всего события по ПЛ.
Тогда понимание всего происходящего будет максимальным.
А также появится знание и предвидение во времени и пространстве не всегда явно действующих сил в этом событии.
P.S.
Еще раз напоминаю, минимальным окончанием чтения этой статьи может быть практика.
Попробуйте самостоятельно аналогично рассмотреть какой-нибудь процесс в развитии и разобрать его по ПЛ: определить контекст, найти элементы и их последовательность и связи.
P.P.S.
В последующих статьях я начну рассматривать отдельные элементы ПЛ. Они являются в свою очередь такими же составными событиями, только более детального уровня.
Начало цикла статей по пентадной логике: «О чем не говорят, чему не учат в школе» — основы пентадной логики»