Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

9 игровых идей для занятий по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Оглавление

Дети с нарушениями речи почти всегда имеют в своём арсенале такую проблему, как упорное отсутствие каких-то звуков в словах. Причем звук может быть поставлен и даже неплохо выговариваться по отдельности, да только толку, если ребёнок всё равно глотает его или то и дело скатывается на привычное неправильное произношение?

Традиционные логопедические занятия по автоматизации произношения предполагают действенные, но довольно скучные методы - повторение большого количества слов и предложений с нужным звуком. Это хорошая практика, но, по-честному, "заходит" она далеко не всем детям. Особенно трудно с теми, у кого тяжелые нарушения речи. Такие ребята не любят говорить и избегают словесных заданий.

В этом случае на выручку приходят игровые занятия по автоматизации звуков. Большая часть внимания ребёнка отвлекается на игровую составляющую и он практикуется с куда меньшими психами по поводу "не получается" и "надоело повторять". Подборку таких заданий вы сегодня и увидите.

Домик с жителями

Надо сделать домик и спрятать за его ставнями карточки с жителями (зверями, птицами и т.д.) с определённым звуком в составе названия.

Сначала все ставни открываются и ребёнку предлагается запомнить кто в каком окошке живёт. Потом ставни закрываются и взрослый, скажем, спрашивает: "Где живёт веРблюд?". Если ребёнок находит правильное животное, он говорит его название 1 раз и ему можно выдать в награду игровую фишку (сбор 5-6 фишек = 1 призу (наклейке)).

Если не запомнил и открыл неправильно, например, нашёл воробья вместо верблюда, то в качестве штрафа малыш должен сказать "Воробей" 3 раза.

После каждого раза вне зависимости от правильного или неправильного ответа, карточки с животными меняются местами - ребёнок должен запоминать их расположение заново.

образец домика (из открытых источников)
образец домика (из открытых источников)

Как вы уже поняли, игра тренирует не только автоматизацию звуков. Работают также произвольное зрительное внимание и память, которые часто хромают при серьёзных нарушениях речи.

Фишки-бродилки

Одна из лучших придумок для автоматизации звуков. Суть игры предельно проста: вы с ребёнком по очереди кидаете игровой кубик и ходите на столько шагов, сколько выпало точек. Каждое пройденное слово нужно проговорить.

пример игры (из открытых источников)
пример игры (из открытых источников)

Вообще игра предполагает, что говорит и родитель, и ребёнок, но мне на волне любви сына к фишкам даже удалось приучить его говорить вместо меня - получилась двойная практика.

Случайность

Вроде ничего выдающегося, а Лёве очень нравилось. К тому же, никакого особого инвентаря не надо - игровое поле, типа того, что ниже и игральный кубик.

Нужно кинуть кубик на поле. На пересечении каких клеток он оказался, то словосочетание и надо повторить по числу выпавших точек. Например, на кубике выпало 3 и он оказался на квадрате, который является пересечением стоЛа и жёЛтого. Ребёнок должен 3 раза сказать: "Жёлтый стол".

Можно соревноваться в том, кто первый собьется и неправильно что-то скажет или играть пока не надоест.

пример игры на автоматизацию Л (образец из свободных источников)
пример игры на автоматизацию Л (образец из свободных источников)

Группировка слов с заданным звуком

Можно вырезать и заламинировать изображения, скажем, банки и ягод, а потом просить ребёнка сложить в банку только те ягоды, которые имеют в составе звук "Р" (или любой другой).

Желательна предыстория: например, какая-нибудь девочка Аня (вырезать фигурку или наклеить изображение произвольной девочки рядом с банкой) разучилась говорить звук "Р". И волшебница сказала, что она сможет снова правильно разговаривать, если сварит волшебный компот из ягод, в названии которых есть звук "Р".

Ребёнок собирает ягоды и складывает, проговаривая вслух: морошка, смородина, брусника, черника, черёмуха, рябина, крыжовник, барбарис, виноград, боярышник и т.д., помогая игровому персонажу.

Точно так же можно помогать развешивать потерявшуюся одежду в шкаф, загружать вещи в грузовик для переезда, собирать грибы в корзинку, убирать на полку раскиданные игрушки, складывать в холодильник продукты и т.д.

Игра способствует не только автоматизации звуков, но и качественному расширению словарного запаса, актуализации знаний - ребёнок не просто абстрактно повторяет какой-нибудь "крыжовник", но и видит его изображение, запоминает, что это ягода.

Что нарисовал художник?

Рассказываете простую игровую ситуацию: "Художник хотел нарисовать моРе. А получилось..." На слове "получилось" ребёнок достаёт наугад одну из карточек с изображением, в котором есть нужный звук и выкладывает его на место пустого холста, после чего, допустим, говорит: "А получилось моРоженное!"

Игра простая, но весёлая. Продолжается до тех пор пока, ребёнок не вытащит то, что действительно хотел нарисовать художник.

образец игровой картинки для игры (из открытых источников)
образец игровой картинки для игры (из открытых источников)

Капризная принцесса

Капризная принцесса (можно найти и распечатать фигурку принцессы на троне) принимает подарки на свой день рождения. Но вот незадача: ей надо только те, в названии которых есть определённая буква.

Игра помогает не только автоматизировать звуки, но и развивать фонематический слух.

Найди сокровище

В коробку с крупой (гречка, фасоль или манка) закапывают 8-10 заламинированных карточек с картинками. Ребёнок ищет их и называет изображенные предметы.

В конце карточки выкладываются в ряд (в любом порядке) и предлагается прочитать "заклинание" - назвать с сохранением качества так быстро, как только можно, все выложенные картинки. За это малыш получает сокровище - наклейку или маленькое угощение.

Бонусом к автоматизации тут идёт работа с мелкой моторикой и снятие стресса у тревожных детей.

Рыбак

Для этой игры можно использовать шаблон магнитной рыбалки, например, такой:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Ребёнку предлагается закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в игровое поле, после чего ему надо снять морского обитателя, в которого он попал. Под каждым обитателем прячется изображение слова с нужным звуком. Слово надо сказать 3 раза, чтобы улов был засчитан и отправился в ведро маленького рыбака.

Кубик и карточки

Играется очень просто: ребёнок наугад вытаскивает карточку со словом, бросает кубик. Сколько точек выпало - столько раз произносится название предмета с карточки.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)