Дети с нарушениями речи почти всегда имеют в своём арсенале такую проблему, как упорное отсутствие каких-то звуков в словах. Причем звук может быть поставлен и даже неплохо выговариваться по отдельности, да только толку, если ребёнок всё равно глотает его или то и дело скатывается на привычное неправильное произношение?
Традиционные логопедические занятия по автоматизации произношения предполагают действенные, но довольно скучные методы - повторение большого количества слов и предложений с нужным звуком. Это хорошая практика, но, по-честному, "заходит" она далеко не всем детям. Особенно трудно с теми, у кого тяжелые нарушения речи. Такие ребята не любят говорить и избегают словесных заданий.
В этом случае на выручку приходят игровые занятия по автоматизации звуков. Большая часть внимания ребёнка отвлекается на игровую составляющую и он практикуется с куда меньшими психами по поводу "не получается" и "надоело повторять". Подборку таких заданий вы сегодня и увидите.
Домик с жителями
Надо сделать домик и спрятать за его ставнями карточки с жителями (зверями, птицами и т.д.) с определённым звуком в составе названия.
Сначала все ставни открываются и ребёнку предлагается запомнить кто в каком окошке живёт. Потом ставни закрываются и взрослый, скажем, спрашивает: "Где живёт веРблюд?". Если ребёнок находит правильное животное, он говорит его название 1 раз и ему можно выдать в награду игровую фишку (сбор 5-6 фишек = 1 призу (наклейке)).
Если не запомнил и открыл неправильно, например, нашёл воробья вместо верблюда, то в качестве штрафа малыш должен сказать "Воробей" 3 раза.
После каждого раза вне зависимости от правильного или неправильного ответа, карточки с животными меняются местами - ребёнок должен запоминать их расположение заново.
Как вы уже поняли, игра тренирует не только автоматизацию звуков. Работают также произвольное зрительное внимание и память, которые часто хромают при серьёзных нарушениях речи.
Фишки-бродилки
Одна из лучших придумок для автоматизации звуков. Суть игры предельно проста: вы с ребёнком по очереди кидаете игровой кубик и ходите на столько шагов, сколько выпало точек. Каждое пройденное слово нужно проговорить.
Вообще игра предполагает, что говорит и родитель, и ребёнок, но мне на волне любви сына к фишкам даже удалось приучить его говорить вместо меня - получилась двойная практика.
Случайность
Вроде ничего выдающегося, а Лёве очень нравилось. К тому же, никакого особого инвентаря не надо - игровое поле, типа того, что ниже и игральный кубик.
Нужно кинуть кубик на поле. На пересечении каких клеток он оказался, то словосочетание и надо повторить по числу выпавших точек. Например, на кубике выпало 3 и он оказался на квадрате, который является пересечением стоЛа и жёЛтого. Ребёнок должен 3 раза сказать: "Жёлтый стол".
Можно соревноваться в том, кто первый собьется и неправильно что-то скажет или играть пока не надоест.
Группировка слов с заданным звуком
Можно вырезать и заламинировать изображения, скажем, банки и ягод, а потом просить ребёнка сложить в банку только те ягоды, которые имеют в составе звук "Р" (или любой другой).
Желательна предыстория: например, какая-нибудь девочка Аня (вырезать фигурку или наклеить изображение произвольной девочки рядом с банкой) разучилась говорить звук "Р". И волшебница сказала, что она сможет снова правильно разговаривать, если сварит волшебный компот из ягод, в названии которых есть звук "Р".
Ребёнок собирает ягоды и складывает, проговаривая вслух: морошка, смородина, брусника, черника, черёмуха, рябина, крыжовник, барбарис, виноград, боярышник и т.д., помогая игровому персонажу.
Точно так же можно помогать развешивать потерявшуюся одежду в шкаф, загружать вещи в грузовик для переезда, собирать грибы в корзинку, убирать на полку раскиданные игрушки, складывать в холодильник продукты и т.д.
Игра способствует не только автоматизации звуков, но и качественному расширению словарного запаса, актуализации знаний - ребёнок не просто абстрактно повторяет какой-нибудь "крыжовник", но и видит его изображение, запоминает, что это ягода.
Что нарисовал художник?
Рассказываете простую игровую ситуацию: "Художник хотел нарисовать моРе. А получилось..." На слове "получилось" ребёнок достаёт наугад одну из карточек с изображением, в котором есть нужный звук и выкладывает его на место пустого холста, после чего, допустим, говорит: "А получилось моРоженное!"
Игра простая, но весёлая. Продолжается до тех пор пока, ребёнок не вытащит то, что действительно хотел нарисовать художник.
Капризная принцесса
Капризная принцесса (можно найти и распечатать фигурку принцессы на троне) принимает подарки на свой день рождения. Но вот незадача: ей надо только те, в названии которых есть определённая буква.
Игра помогает не только автоматизировать звуки, но и развивать фонематический слух.
Найди сокровище
В коробку с крупой (гречка, фасоль или манка) закапывают 8-10 заламинированных карточек с картинками. Ребёнок ищет их и называет изображенные предметы.
В конце карточки выкладываются в ряд (в любом порядке) и предлагается прочитать "заклинание" - назвать с сохранением качества так быстро, как только можно, все выложенные картинки. За это малыш получает сокровище - наклейку или маленькое угощение.
Бонусом к автоматизации тут идёт работа с мелкой моторикой и снятие стресса у тревожных детей.
Рыбак
Для этой игры можно использовать шаблон магнитной рыбалки, например, такой:
Ребёнку предлагается закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в игровое поле, после чего ему надо снять морского обитателя, в которого он попал. Под каждым обитателем прячется изображение слова с нужным звуком. Слово надо сказать 3 раза, чтобы улов был засчитан и отправился в ведро маленького рыбака.
Кубик и карточки
Играется очень просто: ребёнок наугад вытаскивает карточку со словом, бросает кубик. Сколько точек выпало - столько раз произносится название предмета с карточки.
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)