Умение читать – базовый навык школьного обучения. Чем лучше читает ребенок, тем успешнее он будет усваивать новые знания. Но далеко не все дети хорошо читают. Не читают, потому что им это чрезвычайно трудно.
Как сделать, чтобы было легче? Начать сначала:
И после этого приступить к чтению слов.
Совершенствование техники чтения
Упражнение 1.
«Чтение слов, отличающихся одной -двумя буквами».
Чтение коротких слов, в которых меняется всего одна или две буквы не вызовет у ребенка больших трудностей. Они располагаются столбиком и довольно крупного шрифта. Слова лучше распечатать на принтере. Упражнение, которое описывается здесь и далее можно скачать по ссылке здесь.
Пример такого столбика слов:
лак
рак
бак
мак
вак
так
как
После чтения нужно спросить ребенка, чем отличаются слова друг от друга и какие слова не имеют смысла. Можно выложить некоторые слова из разрезной азбуки.
Упражнение 2.
«Чтение столбиков слов с одинаковыми согласными».
Перед чтением каждого столбика дать ребенку задание:
запомнить как можно больше слов;
запомнить гласные в словах.
Пример столбиков:
мама
папа
баба
вата
лапа
пара
рама
Даша
каша
После прочтения спросить у ребенка, какие слова он запомнил и какие гласные в словах и выложить некоторые слова по памяти.
Для успешного процесса чтения очень важно умение прогнозировать. С этим умением вы, наверняка, встречались. Ребенок, который только начинает читать по слогам, прочитав первую часть слова, додумывает вторую часть и ошибается. К примеру, написано слово «рана», ребенок может прочесть как «ракета».
Это вполне хороший показатель формирования навыка прогнозирования, без которого нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего ребенка нужно тренировать в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы.
Следующие виды упражнений направлены именно на это.
Упражнение 3.
«Чтение слов с одинаковой концовкой»
Примерные слова с одинаковой концовкой - мка:
рамка
немка
ломка
сумка
дымка
кромка
лакомка
соломка
выдумка
Подобные задания в процессе обучения чтению обеспечивают:
- высокий уровень мыслительной деятельности;
- расширение и уточнение словарного запаса;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- воспитание орфографической зоркости;
- отработку подвижности речевого аппарата.
Слова в этих столбиках следует читать так, как они пишутся (по орфографическим нормам), четко произносить каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения все слова противопоставляются, выясняется их звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.
Упражнение 4.
«Чтение форм одного и того же слова»
Как образец оформления словарного материала для чтения взрослый изготавливает карточки рукописным шрифтом.
Читать карточки следует с использованием секундомера.
Пример слов:
у бревна
до бревна
от бревна
из бревна
из-за бревна
из-под бревна
о бревне
в бревне
на бревне
к бревну
с бревном
над бревном
под бревном
перед бревном
После прочтения с некоторыми формами следует составить предложения.
Таким же образом стоит подготовить рукописные карточки со словами (подобраны слова с ударением на последнем слоге):
мост, зонт, тайга, война, топор, сосна, скала, волна, толпа, ольха, маяк, земля, камбала, карандаш, колпак, потолок, январь, февраль, декабрь, ноябрь, кольцо, денёк, пузырёк, серебро, зерно, ковёр, рубль, сухарь, колесо, костёр, конёк, ключ, букварь, слюда и т.п.
Совет:
скачайте по ссылке слова, распечатайте и разрежьте на столбики. Читайте вместе с ребенком столбики ежедневно. Переходите к следующему столбику только когда предыдущий будет усвоен.
Продолжение статьи здесь.
Подготовлено по материалам книги И.Л. Калининой «Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов», 1997.