Сегодня я хочу вам рассказать о балете Ролана Пети «Моя Павлова». Он был снят в 1987 году.
Примадонной труппы, которой руководил Пети, была Доминик Кальфуни, очень красивая и талантливая танцовщица Парижской оперы. Ролан Пети пригласил ее в свой балет. Она, будучи примой Парижа, совершила достаточно беспрецедентный поступок: оставила сцену Парижской оперы и ушла в Марсельский балет – второстепенную труппу Франции.
Ролан говорил, что идея этого спектакля была очень проста. Анна Павлова великая танцовщица начала ХХ века – идеал балета, его эталон. И ее имя уже является именем нарицательным. Павлова, по его мнению, соответствует идеальному значению слова «балерина». Потому для этой роли он берет Доминик Кальфуни и ставит спектакль, в котором дает ей возможность выступить в разных амплуа и раскрыть свой талант, показав разными гранями свое дарование.
В балете появляется сын Доминик Кальфуни. Там он совсем маленький мальчик, который вместе с ней выходил на сцену. Он начал учиться в школе, которую основал Ролан Пети в Марселе, а затем уже продолжил свое обучение в Парижской опере.
Так как весь этот спектакль состоял из разных номеров, то он и был поставлен на музыку разных композиторов. Это Шопен, Чайковский, Массне, Сати и другие композиторы. Он добавил разные сцены для других исполнителей и поставил свою версию классической арлекинады, но только так, как он сам себе это представлял. Еще туда были введены номера, которые исполняла сама Анна Павлова. Это Стрекоза, Калифорнийский мак и Арлекинада, которая была ее концертным коньком.
В этом спектакле есть фрагменты из версии «Лебединого озера». Ролан Пети стал первым балетмейстером, который поменял акцент, где в образе лебедей появляются мужчины. Это он придумал, а потом эта тенденция пошла по миру и создан не один спектакль в этом направлении. Но Ролан несомненно здесь был новатором.
Также в этом спектакле можно увидеть Луиджи Бонино, который очень ярко в нем представлен. Он был соратником Ролана и на сегодняшний день это один из главных педагогов-репетиторов в мире хореографии Пети.
Для Ролана Пети была очень важна русская культура, так как все его балетные педагоги были русскими. Тот период русской эмиграции, который населял Париж начала ХХ века и был очень активен в становлении французской культуры, ему был очень дорог. Потому и имя Анны Павловой возникло не просто так. К тому же русская литература явилась очень серьезной вехой в его творчестве и Пети очень часто обращался к произведениям русских писателей.
Он поставил балет «Зажгите звезды!» на стихи Маяковского, за что был обвинен в коммунистических воззрениях, хотя он никогда в жизни этим не увлекался. Просто ему очень понравились стихотворения и, восхитившись этими произведениями, он поставил балет, где вывел артистов с красными флагами. В зале был скандал, а его очень сильно обвиняли.
Дважды Ролан Пети обращался к «Пиковой Даме» Пушкина – в 78-м году для Михаила Барышникова и в 2001 году для меня в Большом театре. Это абсолютно разные спектакли, потому что сначала он ставил на музыку к опере, а в начале XXI века на музыку Шестой симфонии Чайковского.
Мне кажется, в начале становления Пети как балетмейстера и творческой личности большое влияние на него оказал Борис Кохно. Очень многие балетмейстеры, которые сегодня являются классиками, пошли именно по тому пути, где первопроходцем был именно Ролан. А Борис Кохно, секретарь и один из наследников Сергея Павловича Дягилева, привил Ролану культуру и традиции, которые были заложены в русском балете и антрепризе Дягилева.
Главное, что Ролан усвоил, – это прежде всего любовь к очень хорошей музыке, к очень крепкому либретто и к очень серьезным художникам. И эта схема, которая была придумана миром искусства в России и полностью воплощена в антрепризе Дягилева, она полностью проходит через весь творческий путь Ролана Пети.