Найти тему
Николай Цискаридзе

Для Ролана Пети была очень важна русская культура

Сегодня я хочу вам рассказать о балете Ролана Пети «Моя Павлова». Он был снят в 1987 году.

Примадонной труппы, которой руководил Пети, была Доминик Кальфуни, очень красивая и талантливая танцовщица Парижской оперы. Ролан Пети пригласил ее в свой балет. Она, будучи примой Парижа, совершила достаточно беспрецедентный поступок: оставила сцену Парижской оперы и ушла в Марсельский балет – второстепенную труппу Франции.

Ролан говорил, что идея этого спектакля была очень проста. Анна Павлова великая танцовщица начала ХХ века – идеал балета, его эталон. И ее имя уже является именем нарицательным. Павлова, по его мнению, соответствует идеальному значению слова «балерина». Потому для этой роли он берет Доминик Кальфуни и ставит спектакль, в котором дает ей возможность выступить в разных амплуа и раскрыть свой талант, показав разными гранями свое дарование.

В балете появляется сын Доминик Кальфуни. Там он совсем маленький мальчик, который вместе с ней выходил на сцену. Он начал учиться в школе, которую основал Ролан Пети в Марселе, а затем уже продолжил свое обучение в Парижской опере.

«Моя Павлова» Ролана Пети
«Моя Павлова» Ролана Пети

Так как весь этот спектакль состоял из разных номеров, то он и был поставлен на музыку разных композиторов. Это Шопен, Чайковский, Массне, Сати и другие композиторы. Он добавил разные сцены для других исполнителей и поставил свою версию классической арлекинады, но только так, как он сам себе это представлял. Еще туда были введены номера, которые исполняла сама Анна Павлова. Это Стрекоза, Калифорнийский мак и Арлекинада, которая была ее концертным коньком.

В этом спектакле есть фрагменты из версии «Лебединого озера». Ролан Пети стал первым балетмейстером, который поменял акцент, где в образе лебедей появляются мужчины. Это он придумал, а потом эта тенденция пошла по миру и создан не один спектакль в этом направлении. Но Ролан несомненно здесь был новатором.

Также в этом спектакле можно увидеть Луиджи Бонино, который очень ярко в нем представлен. Он был соратником Ролана и на сегодняшний день это один из главных педагогов-репетиторов в мире хореографии Пети.

Балет «Зажгите звезды!»
Балет «Зажгите звезды!»

Для Ролана Пети была очень важна русская культура, так как все его балетные педагоги были русскими. Тот период русской эмиграции, который населял Париж начала ХХ века и был очень активен в становлении французской культуры, ему был очень дорог. Потому и имя Анны Павловой возникло не просто так. К тому же русская литература явилась очень серьезной вехой в его творчестве и Пети очень часто обращался к произведениям русских писателей.

Он поставил балет «Зажгите звезды!» на стихи Маяковского, за что был обвинен в коммунистических воззрениях, хотя он никогда в жизни этим не увлекался. Просто ему очень понравились стихотворения и, восхитившись этими произведениями, он поставил балет, где вывел артистов с красными флагами. В зале был скандал, а его очень сильно обвиняли.

Балет «Пиковая Дама»
Балет «Пиковая Дама»

Дважды Ролан Пети обращался к «Пиковой Даме» Пушкина – в 78-м году для Михаила Барышникова и в 2001 году для меня в Большом театре. Это абсолютно разные спектакли, потому что сначала он ставил на музыку к опере, а в начале XXI века на музыку Шестой симфонии Чайковского.

Мне кажется, в начале становления Пети как балетмейстера и творческой личности большое влияние на него оказал Борис Кохно. Очень многие балетмейстеры, которые сегодня являются классиками, пошли именно по тому пути, где первопроходцем был именно Ролан. А Борис Кохно, секретарь и один из наследников Сергея Павловича Дягилева, привил Ролану культуру и традиции, которые были заложены в русском балете и антрепризе Дягилева.

-5

Главное, что Ролан усвоил, – это прежде всего любовь к очень хорошей музыке, к очень крепкому либретто и к очень серьезным художникам. И эта схема, которая была придумана миром искусства в России и полностью воплощена в антрепризе Дягилева, она полностью проходит через весь творческий путь Ролана Пети.