Что делает карьеру успешной?
Что влияет на то, что, когда наступает час «Х» и руководитель подписывает приказ о назначении на важную и высокооплачиваемую должность, то в приказе указывается ваша фамилия?
Мне много раз приходилось слышать от своих клиентов один и тот же вопрос:
- Вы знаете, я лучший специалист в этой области на нашем предприятии, но руководителем подразделения назначили совсем другого человека… В чём может быть дело?
Большинство людей уверены, что процесс мотивации – это когда руководитель взаимодействует со своими подчинёнными и у них в результате возникают нужные руководителю мотивы.
Так вот открою вам секрет: подчинённые тоже могут мотивировать своих руководителей (ссылка на статью про механизм мотивации будет в конце статьи).
То есть взаимодействовать с руководителем можно и нужно так, чтобы уже у руководителя возникли нужные подчинённому мотивы.
Того, кто ориентирован на карьеру интересует, чтобы у руководителя возник устойчивый мотив назначить на высокую должность именно его.
Но здесь мало помогают «прогибы», лизоблюдство, попытки быть «мягким и пушистым»…
В 1864 году французский профессор истории Жюль Мишле написал «Краткий очерк нравственных учений».
Его знаменитая цитата оттуда: «Возвыситься не трудно. Трудно при этом остаться самим собой!».
Оставим в стороне примеры карьер детей «великих родителей». И посмотрим какие алгоритмы построения успешной карьеры срабатывают для «обычных карьеристов».
У охотников есть такое понятие: «выстрел дуплетом». Это когда одновременно стреляют из двух стволов ружья.
Так стреляют, когда хотят максимально повысить вероятность поражения цели.
И современный карьерист тоже должен «стрелять из двух стволов»!
В первую очередь всё же важна ваша квалификация и профессионализм.
Но далеко не только это!
И об этом говорят примеры того, что происходило с моими клиентами, о которых я написал в начале этой статьи.
У многих из них была высокая квалификация, как у специалистов и при этом была низкая квалификация в области выстраивания отношений с руководством.
Многие из них, уверенные, что без таких профессионалов, как они, не обойдутся, даже бравировали тем, что и не собирались «прогибаться» под своего босса.
Некоторые из них были уверены, что в своей специализации разбираются гораздо лучше своих руководителей и открыто обсуждали это с коллегами.
И напрасно!
У немцев есть грубо звучащая пословица: «То, что знают двое – знает свинья!».
И руководитель тоже знает.., что вы считаете его слабым специалистом.
И вот наступил момент назначения. Перед руководителем два кандидата. Один специалист очень высокого уровня, но взаимодействие с ним босса напрягает. Он самостоятелен, независим, легко вступает в полемику с руководителем, если считает, что он прав…
Второй не так силён, как специалист по сравнению с первым, но уровень квалификации достаточен. А вот взаимодействовать с ним боссу гораздо легче и приятней. Тот сдержан, не торопится высказывать несогласие.
Если у него и возникают вопросы, то он никогда не идёт на конфронтацию, а заходит к руководителю в кабинет и обсуждает проблему один на один…
С вероятностью в 99% на высокую должность будет назначен второй кандидат.
Потому что первый не умеет и не собирается учиться «стрелять из второго ствола».
В чём выражается это умение?
Если ещё раз вспомнить цитату Жюля Мишле, то это умение выражается в том, что вы должны во всех ситуациях оставаться самим собой и не терять собственного достоинства.
А ещё при любых особенностях вашего босса выстраивать с ним конструктивные взаимоотношения.
И это не про банальную лесть типа:
- Босс, у вас такой шикарный костюм, так хорошо сидит на вас, вы где его покупали?
Или что-нибудь похожее на:
- Босс вы сегодня на совещании так здорово выступили, мне ещё учиться и учиться!
Бывает, что руководитель не самый деликатный человек и прямо на общем совещании делает вам несправедливое жёсткое замечание.
Умеющий «стрелять из второго ствола» никогда не станет бороться за то, чтобы здесь же на совещании доказать боссу свою правоту.
«Комплекс правоты» подвёл очень многих руководителей, которые не научились правильно отвечать самим себе на вопрос: «За что я борюсь здесь и сейчас?».
Умеющий выстраивать отношения с вышестоящим руководителем, даже получив задание, которое нереально выполнить, не торопится вступать с боссом в полемику о реальности выполнения поставленной задачи.
Он либо держит паузу, выбирая время, чтобы обсудить это с руководителем с глазу на глаз. Либо делает первые шаги по выполнению задания и потом идёт к боссу со словами:
- Мы начали выполнять ваше поручение, но столкнулись с тем, что…
Может быть, к этому времени руководитель уже и сам понял, что у вас не хватает ресурсов, чтобы выполнить его поручение…
Но он обязательно оценит, что вы пришли не доказывать ему, что он ошибся, а то, что «вы начали выполнять его поручение»…
Повторюсь: нас интересует такое положение вещей, чтобы в результате нашего взаимодействия с руководителем у него возник мотив назначить на вышестоящую должность именно нас.
И на это влияют не только анкетные данные и производственные показатели, но и такая вещь, как ваш ОБРАЗ, который вы лично создаёте, взаимодействуя с руководителем и не только с ним.
Стоит помнить ещё одну важную вещь: чем выше руководитель, который будет ставить окончательную точку в приказе о вашем новом назначении, тем меньше вы с ним пересекаетесь и тем меньше у него личной информации о вас.
И тогда доминирующую роль будет играть информация, которую о вас будут ему сообщать те люди, с которыми он постоянно общается (его окружение).
Поэтому будьте внимательны к тому, насколько конструктивные у вас отношения с теми людьми, которых он может попросить охарактеризовать вас как специалиста и как личность…
И последнее:
Мотив – это внутренне побуждение, которое вызывает наше действие, с помощью которого мы удовлетворяем наши потребности.
Доминирующей потребностью для большинства людей (в том числе и для вашего руководителя) является потребность ощущать себя значимым лицом и постоянно получать от людей, с которыми мы взаимодействуем подтверждение того, что нас уважают.
Если это и про ваши отношения с боссом, то шансы на успешную карьеру возрастают.
ЭТО ИДЕИ ДЛЯ ДЕЛА И ЖИЗНИ.
Желаю удачи! 😊
Обещанная ссылка: «Как у нас возникают мотивы».
Возможно, вам также будет интересно: «Пункт первый – босс всегда прав!».
Ставьте лайк, если информация полезна.
Подписывайтесь и вы легко меня найдёте на просторах ДЗЕНа.