Точнее эта фраза Эдварда Радзинского - известного драматурга и одного из мужей Татьяны Дорониной - звучит так:
" У таких актрис, как Доронина, характер есть продолжение таланта. Несчастное продолжение таланта."
Мне не раз в жизни приходилось задумываться: наличие твердого, несгибаемого характера - это благо? И если благо, то всегда ли? Или иногда это все же препятствие? Бесхарактерные люди мало чего добиваются в жизни, а обладающие жестким характером теряют много, поскольку не гибки, не умеют идти на компромисс.
Татьяна Доронина рано получила признание как выдающаяся театральная актриса. Начиная с успеха спектакля "Варвары", где 25-летняя Доронина блестяще сыграла Надежду Монахову, к своим тридцати она была занята почти во всех спектаклях БДТ и при этом в главных ролях. Когда в такие годы ты уже на равных с великими, с корифеями театра, когда ты одна из любимых актрис Товстоногова, наверно, это откладывает отпечаток на любой характер.
Я не хочу сказать, что Доронина, что называется, "словила звезду", не думаю, что это была звездная болезнь. Но она привыкла к тому, что к ней, как к актрисе, прислушиваются и коллеги, и режиссеры. К тому времени, как Доронина пришла в БДТ в 1959-м, Товстоногов всего лишь три года возглавлял театр. Его назначение главным режиссером стало спасением для почти разрушенного БДТ. Уволив треть труппы, он собирал новый коллектив, оставив знаменитых, лучших актеров старшего поколения - Луспекаев, Копелян, Макарова, Стржельчик - и искал молодых, талантливых, грезящих театром. В БДТ проходили шикарные читки пьес, захватывающие обсуждения, творческий процесс не прерывался ни на минуту. Доронина впитала эту атмосферу вечного поиска и творческих споров, там она научилась служить театру, там поняла, что театр - главное в её жизни и ничего главнее уже не будет.
Успех в кино пришел лишь в 1966-м. Она не искала его. Так, снималась время от времени в картинах, которые мало что дали ей, как актрисе. Её дар был больше, крупнее, чем всё, что предлагал ей кинематограф. Отношение к кино, как к чему-то вторичному после театра осталось у неё на всю жизнь. Потому, возможно, что таких великих ролей, какие она сыграла в театре, в кино ей воплотить не довелось.
И все-таки она стала кинозвездой, сыграв всего лишь в четырех картинах. "Старшая сестра", "Три тополя на Плющихе", "Еще раз про любовь" и "Мачеха".
Как Татьяна Доронина стала кинозвездой, но не стала киноактрисой, читайте в статье "Эдвард Радзинский о том, кто сделал из гениальной театральной актрисы Татьяны Дорониной кинозвезду." https://zen.yandex.ru/media/id/5d055e7ec8a6920d90257dee/edvard-radzinskii-o-tom-kto-sdelal-iz-genialnoi-teatralnoi-aktrisy-tatiany-doroninoi-kinozvezdu-5ef8c20438b2f61a37edd1a4
В кино она могла бы сыграть гораздо больше. Но, во-первых, в кино её не слишком звали - она была особенная, чересчур театральная. Под камерами она играла так же, как на сцене - крупными мазками, гипертрофированно, все тем же голосом, со склонностью к экзальтации. Но на то она и великая актриса, чтобы осознать, что кино - это немного по-другому, она была способна учиться у режиссеров, у своих выдающихся партнеров.
Но характер не перековать, не спрятать, как не старайся. Тем более, что Доронина не слишком и старалась. Но ведь сумели с ней работать и Натансон, и Лиознова, и Бондарев...
А вот с Краснопольским и Усковым не сложилось. В 1969-м режиссеры готовились снимать многосерийный телевизионный фильм "Тени исчезают в полдень". Сюжет эпический, огромное число действующих лиц. Только на подбор актеров ушло около полугода.
Роль Серафимы Клычковой (она же Пистимея Морозова) проходит через все семь серий экранизации, героиня проживает на экране несколько десятков лет - от молоденькой беззаботной барышни до снедаемой глухой ненавистью старухи. Сыграть Пистимею изначально режиссеры предложили Татьяне Дорониной. Усков вспоминал, что они искали красивую русскую актрису, прелестную женщину, которая при всем своем внешнем очаровании несла бы внутри себя некую червоточину, скрытое зло, ненависть, лживость, лицемерие. Это непростой образ, там есть, что играть, и эта работа под силу не каждой актрисе.
В 1969-м Доронина уже звезда, только что с успехом прошел фильм "Еще раз про любовь" с ней в главной роли.
Доронина хотела сыграть в "Тенях..", прочитала присланный сценарий, была назначена встреча с режиссерами. Усков и Краснопольский вспоминали, что было долгое и трудное обсуждение роли; сценарий, который актриса держала в руках, пестрел записями на полях, пометками, сделанными её рукой. У неё уже была готова картина её собственного видения роли. Но так уж устроено, что на съемочной площадке главное лицо - режиссер. Да, встречаются такие режиссеры, которые ценят актерское участие в постановочном процессе, которые любят и поощряют актерскую импровизацию, актерские придумки.
Но существуют ли режиссеры, позволяющие ломать выстроенную ими концепцию той или иной роли? Замыслить и снять фильм - на это уходит немалая часть жизни, это выстраданный процесс и на компромисс, скорее, приходится идти актеру.
У Дорониной с компромиссами не складывалось никогда. Не про неё это. Разница во взглядах авторов экранизации и актрисы на образ Пистимеи Морозовой была огромная. Обсуждение длилось долго, но преодолеть разногласия не смогли. Доронина отказалась от роли.
Говорят, потом жалела, ведь образ интересный и роль очень непростая.
Это не единичный случай, когда роль, предназначенную Дорониной, в результате сыграла другая актриса. Работа чаще всего не складывалась по решению самой Татьяны Васильевны. В кино Доронина сыграла очень мало. Не знаю, можно ли это считать исключительно её виной. Но факт остается фактом : не умела идти на компромисс, не хотела подстраиваться. Промолчать - тоже не про неё.
Она и в театре отказывалась от ролей по причине того, что её видение роли не совпадало с режиссерским. Так, покинув БДТ и Ленинград, Доронина уехала в Москву и была приглашена во МХАТ. Очень скоро Татьяна Васильевна поняла, что в театре её не слишком ждали. Впрочем, одной из первых предложенных работ стала роль Анны Карениной, при этом ей не позволили ни на йоту отклониться от режиссерской интерпретации романа Толстого и давным-давно выстроенной и ставшей классической в исполнении Аллы Тарасовой трактовки роли. После неудачных попыток внести свои изменения в образ, Доронина от роли отказалась.
"Характер, как продолжение таланта. Как несчастное продолжение таланта." И этим многое сказано.
Спасибо всем, кто дочитал!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.