Найти тему
С нами Бог

Лука Крымский. Народный епископ. Жизнь "до" лагеря и "после".

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Сейчас идёт 2-ая неделя по Пятидесятнице: всех святых, в земле Российской просиявших. И когда мы смотрим на их лики, они кажутся нам такими родными, но такими нездешними, будто неземными, жившими Бог знает когда, и не имеющими отношения к сегодняшнему времени. Поэтому хочется вспомнить о нашем современнике, архиепископе Луке, пережившим войну, лагеря, пытки.

Он был столь любим народом, что, когда его не стало июньским днём 1961 года, по центральным улицам Симферополя было небывалое шествие, люди шли и пели «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный», и на просьбу замолчать они отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа». Так что же привело на этот трудный путь святости сына аптекаря, внука мельника, ходившего в лаптях?

Интересно, что больше всего на свете гимназист Валентин Войно-Ясеневский обожал рисовать. Он подолгу сиживал на берегу Днепра и делал множество набросков прекрасных видов. Вот оно счастье, казалось бы, занимайся любимым делом, и весь мир открыт! И он решил поступать в Академию Художеств. Но, вдруг, не пришёл на экзамен по рисованию, забрал документы и подал их в медицинский. Что такое? Почему? Оказывается, во время экзаменов мальчика пронзила мысль: «Я не имею права делать то, что мне хочется, я должен делать то, что принесёт пользу страдающим людям».

-3

«При виде кощунственных карнавалов, издевающихся над Господом нашим Иисусом Христом, моё сердце кричало: «Не могу молчать!» Я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорблённого Спасителя нашего», - так писал святитель Лука.

Однажды отец Валентин исчез из больницы после того, как сняли икону Богородицы. «Что же, если здесь нет места Богу, то и я не могу быть здесь.» И он победил. Богородицу вернули ради какого-то большого советского начальника, которого отец Валентин должен был прооперировать.

Книгу «Очерки гнойной хирургии» он закончил уже архиереем. Интересно, что ещё за десять лет до революции, когда он работал над книгой по хирургии, в сознании мелькнула мысль, что на ней будет стоять имя епископа.

Бог знает нашу жизнь наперёд. И даёт испытания своим служителям на грани возможностей. В те годы стать епископом означало потерять свободу, здоровье и жизнь саму.

Однажды вечером к дому Войно-Ясенецких подъехал «чёрный воронок». Три страшных звонка в дверь разделили жизнь семьи на «до» и «после». В доме всё перевернули, искали компрометирующие бумаги. Четверо детей, за несколько лет до этого потерявших мать, остались на попечении медсестры Софьи.

А для святителя Луки начались годы тюрем и ссылок. Сибирь, глухая тайга, Заполярье – такова география заключённого. Мороз, голод, холод, избиения, тяжёлый труд, несправедливость и хамство вертухаев. И среди всего этого божий человек, любящий людей и стремящийся облегчить их страдания. Спасать людей - в этом и есть счастье для божьего человека, трудное счастье.

В ссылках он не переставал быть доктором. В маленьком городке Енисейске, где морозы достигали минус шестидесяти у дверей местной больницы, собиралась толпа. Самые разные больные получали помощь. Так он вернул зрение целой семье слепых с рождения. Чудо!

Многие пытались дать епископу деньги. Но он говорил людям: «Моими руками исцелил вас Бог. Молитесь ему.» Молитва Богу и была лучшей наградой для народного епископа.