Найти в Дзене
Мой XIX век

Печальная история любви сына имама Шамиля и дворянки Елизаветы Олениной. Часть 1

Имя Шамиля знают многие. Для народов Северного Кавказа он – национальный герой. В 1834 году избран имамом, после чего более четверти века объединял горцев. Жен у Шамиля было 8. С кем-то разводился через 3 дня, а кто-то рожал Шамилю сыновей. Старший сын – Джамалуддин, родился в 1829 году, а летом 1839 года оказался аманатом, т.е. заложником. Шамиль оказался в сложной военной ситуации, отдать сына врагам (т.е. мальчику предстояло жить в России) – значит, обеспечить лояльность имама по отношению к царю. 10-летний мальчик, живший в горах Кавказа, оказался в столице России. Робким мальчиком Джамалуддин не был. Генерал-лейтенант Павел Христофорович Граббе, принудивший Шамиля выдать заложников, так описал: «Сын Шамиля девяти лет, бойкой мальчик, без робости распоряжается как у себя дома». Опекуном царь назначил самого себя. Насильно крестить в православие не стал, определил сначала в учебное заведение для осиротевших детей военных, а потом перевел в 1-й кадетский корпус в столице. Во время у
Оглавление

Имя Шамиля знают многие. Для народов Северного Кавказа он – национальный герой. В 1834 году избран имамом, после чего более четверти века объединял горцев. Жен у Шамиля было 8. С кем-то разводился через 3 дня, а кто-то рожал Шамилю сыновей.

Фотопортрет Шамиля работы Г. Деньера, 1859 год. Источник: яндекс.картинки
Фотопортрет Шамиля работы Г. Деньера, 1859 год. Источник: яндекс.картинки

Старший сын – Джамалуддин, родился в 1829 году, а летом 1839 года оказался аманатом, т.е. заложником. Шамиль оказался в сложной военной ситуации, отдать сына врагам (т.е. мальчику предстояло жить в России) – значит, обеспечить лояльность имама по отношению к царю.

10-летний мальчик, живший в горах Кавказа, оказался в столице России. Робким мальчиком Джамалуддин не был. Генерал-лейтенант Павел Христофорович Граббе, принудивший Шамиля выдать заложников, так описал:

«Сын Шамиля девяти лет, бойкой мальчик, без робости распоряжается как у себя дома».

Опекуном царь назначил самого себя. Насильно крестить в православие не стал, определил сначала в учебное заведение для осиротевших детей военных, а потом перевел в 1-й кадетский корпус в столице.

Во время учебы мальчик носил не кадетскую форму, а национальную одежду – черкеску, общался с муллой. Его отец, хотя и имел еще двух сыновей-подростков, не оставлял попыток вернуть домой старшего, любимого сына, с которым переписывался. Правда, часть писем историки нашли в архиве III Отделения, например, от 1847-го:

«Здравствуйте, дорогой и неоцененный мой родитель. В продолжение восьми лет нашей разлуки я не имею никакого известия о вас… Молчание ваше сильно огорчает и беспокоит меня и даже служит причиною, что я не могу учиться так, как следовало бы при всех тех средствах, которые я имею по милости Монарха Русского… Я провожу время приятно и с большою для себя пользою. Еще раз умоляю вас, любезный батюшка, напишите мне хотя бы несколько строчек…»

Шустрый Джамалуддин освоился в Санкт-Петербурге: быстро выучил 3 иностранных языка – русский, французский и немецкий. В 20 лет выпустился из учебного заведения. Чин – корнет, место службы – Торжок Тверской губернии. Полк, правда, не престижный, хотя и с 1,5-вековой историей: 13-й уланский Владимирский полк.

Старший сын имама Шамиля. Фото: яндекс.картинки
Старший сын имама Шамиля. Фото: яндекс.картинки

Военная служба в царской армии в те годы – накладное дело. Жалованье офицерам платили, но его не хватало на содержание коней, денщика, портных и т.д. Материальная поддержка шла от императора. #милости николая i

На фото - Торжок. Здание, в котором располагались офицеры полка во время описываемых событий. Потом - женская гимназия. Источник: яндекс.картинки.
На фото - Торжок. Здание, в котором располагались офицеры полка во время описываемых событий. Потом - женская гимназия. Источник: яндекс.картинки.

Потрясающей карьеры в Торжке Джамалуддин не сделал: дослужился до поручика. А еще он влюбился. Избранницу представлять читателям канала «Мой XIX век» можно по-разному:

  • Внучка Алексея Оленина,
  • Племянница Анны Олениной, к которой сватался Пушкин и получил от ворот поворот.
  • Дочь отставного генерал-майора и художника-портретиста Петра Алексеевича Оленина.

История любви Елизаветы Петровны Олениной и сына имама Шамиля получила огласку. В 1850-е годы о ней знали по-родственному, а позже племянник Елизаветы Петровны написал повесть «Невеста Шамиля» и опубликовал в 1904 году в «Историческом вестнике» под псевдонимом Волгарь.

Почему невеста Шамиля? Потому что так в документах называли сына предводителя народов Кавказа – по отцу дали нечто вроде фамилии: Шамиль или Шамилев.

Опираться на художественное произведение как на достоверный источник информации не стоит: автор родился позже описываемых событий. И некоторые детали его повествования вызывают вопросы.

Например, когда корнет Шамилев прибыл в Торжок, ему исполнилось 20 лет, а Елизавете Петровне – 17. Она не была девочкой-подростком, как описывал спустя полвека племянник: 17 лет – это взрослая девушка, которую вывозят в свет в поисках подходящего жениха.

Таковым считался новый корнет 13-го уланского Владимирского полка:

«В Торжке он стал появляться на балах и был везде желанным, так как был лучшим женихом, танцевал он отменно, вскоре стал всегдашним нашим кавалером, всюду сопровождавшим нас с сестрой моей Татьяной. Он часто приезжал также в наш дом… без него не проходил ни один вечер». Воспоминания Ел.Петровны Олениной.

Есть версия, что Татьяна (младше на 4 года) влюбилась в Шамиля, и из-за этого сёстры не ладили.

Через несколько лет поручик сделал предложение Елизавете Петровне, получил согласие девушки, её отца, а также своего опекуна-императора. А еще выразил желание принять православие.

Произошло это примерно в 1854 году. Сын имама не успел креститься и жениться на русской дворянке… Информация дошла до Кавказа, и там приняли решительные меры. Какие?

Летом 1854 года второй сын Шамиля пленил семью грузинского князя Д. Чавчавадзе и их гостей, в том числе и детей. Попытки обменять одного сына на несколько родовитых дворян предпринимались многократно все эти годы. Но тут бартер уже нешуточный: 22 человека, включая годовалого ребенка + миллион доплаты, золотом. Торговались полгода, обмен состоялся в марте 1855 года.

Сам Джамалуддин принял такое решение или ему «объяснили» необходимость – неясно и спорно; существуют разные версии. Самая распространенная: вызвали в столицу, сказали надо и отправили на Кавказ, не дав проститься с любимой.

Судьбы главных героев этой печальной любовной истории.

#Как выходили замуж дворянки

Как венчались русские дворянки по решению суда?

Другие необычные жизни реальных исторических лиц:

#Санта-барбара отдыхает