20 июня праздник Пресвятой Троицы!
Я бы призвал вас прийти в этот день в храм, но сам себе удивляюсь. Странно приглашать в церковь на день рождения Церкви. Еще более странно приглашать на день рождения самого именинника. Ведь вы, прихожане, и есть Церковь, вы ее части и в каждой из этих частей — она вся, целиком. Приход в храм — это не ответственность, не долг, не забота, не повинность. Это почти физиологическая потребность верующего человека. Если мы по-настоящему хотим быть с Богом, стремимся к нему, мы должны стремиться к тому, чтобы быть вместе. «У преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или удаляется от Него?».. — пишет преподобный Варсонофий Оптинский. — На это вопрос святой отец ответил: «Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб». Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий».
Мне часто говорят о том, что они не чувствуют эмоциональной близости с теми, кто ходит в храм. Это болезнь нашего времени — индивидуализм: чтобы принять ближнего, увидеть, понять его, да хотя бы заговорить с ним, нам требуются большие усилия. Мы замкнуты на себе, на своем внутреннем мире, на своих проблемах. В лучшем случае способны поделиться наболевшим с родными. Оттого и популярна так сейчас психотерапия… Неудивительно, что и христиане перенимают болезни мира, что они столь же индивидуалистичны, что им точно так же сложно жить общинной жизнью. Что на это можно ответить?
А то, что мы и приходим в храм за исцелением от тех болезней, которыми заразил нас мир. Мы приходим в храм за чудом — не за чем-то необычным, не за духовными фокусами, а за тем, чтобы увидеть, как невозможное с любой точки зрения, с точки зрения здравого смысла, личностной психологии, становится возможным. Мы молимся о том, чтобы мы стали общиной, чтобы мы стали Телом Христовым, где каждый на своем месте и каждый заботится о каждом. И конечно, логичнее всего это сделать в день Пятидесятницы, когда обычные слабые, не очень образованные, не очень волевые люди стали апостолами, стали основанием Церкви.