Найти в Дзене

Исламизм. Истоки современных радикальных течений.

Сегодня в мире насчитывается примерно 1,7 млрд мусульман, то есть больше 1/5 населения Земли. Прогнозируется, что к 2050 г. количество мусульман увеличится до 2,76 млрд человек, что составит почти 30 % будущего населения планеты. Такие цифры могут показаться пугающими, если рассматривать мусульман, как террористов, и неверно трактовать понятия ислама и исламизма. Необходимо понимать, что это совершенно разные понятия: ислам - это религия, а исламизм - это политическое течение.

Исламизм – это относительно молодая, созданная на базе ведущих религиозных убеждений, идей и практик политическая и социальная идеология, которая призывает распространить исламские законы и традиции на всё человеческое общество (на все исламские общества или даже на весь мир). Служители культа чаще всего не приветствуют исламизм, который, по сути дела, - исламская реформация.

С одной стороны, исламизм и исламистские организации выполняют много полезных функций в исламском обществе: помогают бедным, следят за нравственностью, организацией духовного образования и обсуждения религиозных вопросов, волнующих общество и т.д.

С другой стороны, исламизм – политизированный ислам (политический ислам), то есть политическое движение, которое выступает за реорганизацию политической и социальной системы в соответствии с законами, установленными исламом. Он основывается на идеях превосходства ислама, его правил и традиций, над другими социальными факторами, на необходимости строить жизнь на исполнении принципов ислама, главенстве шариата.

Существуют как умеренные так и радикальные течения в исламизме (по принципу применения и неприменения в своей религиозной практике насильственных мер). Среди последних, к сожалению, у всех на слуху движение Талибан в Афганистане, Аль-Каида (Усамы бен Ладена) и радикальный исламизм Хомейни в Иране.

Как же появился современный исламизм? Он возник в ответ на огромное превосходство Запада над исламским миром, его колониальную экспансию и поражение Османской империи в Первой мировой войне. Угнетение арабских стран и их отставание от своих метрополий (Великобритании, Франции, Италии) привело мусульман к идеям исламизма, исламской реформации.

Впервые концепты современного исламизма были заложены в конце 19 века Джамаль ад-Дином аль-Афгани и Мухаммадом Абдо и стали называться панисламизм. (Очень важно не путать его с панарабизмом, который основан на идеях единства и независимости арабов вне зависимости от исповедуемой ими религии). Известное умеренное исламистское движение "Братьев-мусульман", возникшее в Египте в 1928 году Хасаном аль-Банной также превозносило идеи исламского фундаментализма, воссоздания некогда великого Арабского халифата с конституцией - Кораном.

Однако в 1940х-1960-х годах исламизм был отодвинут на задний план арабским национализмом (кстати не без помощи Гитлера, который пропагандировался в арабских странах как "освободитель ислама" от колониальных держав).

С 1970-х годов началось так называемое исламское возрождение (возвращение к истокам ислама и отход от национализма), по большей части обусловленное разочарованием населения арабских стран светскими национальными государствами и прозападной властью. Почему же оно стало возможным?

1. Имело поддержку населения

2. Рост образованности в исламских странах.

3. Возникновение идеологического вакуума в результате упадка арабского национализма, а также левых (социалистических) и либеральных (западных) идеологий.

4. Нефтяной кризис. Увеличилось богатство исламских обществ, что стимулировало рост исламизма и радикализма.

5. Исторические причины. Исторически так сложилось, что на Ближнем Востоке не сформировались прочные государства, в которых население ощущало бы себя народом, связанным именно с данным государством. А завоевание этого региона арабами, образование огромных халифатов, общие религия и арабский язык привели к тому, что арабы были склонны считать религиозную составляющую жизни в принципе выше государственной, которая может постоянно меняться, в то время как арабская община (умма) и ислам неизменны.

6. Геополитическое положение Ближневосточного региона, во-первых, как нефтеносного, а во-вторых – как арены столкновения социализма и капитализма, в-третьих – в связи с арабо-израильским противостоянием.

7. Вмешательство в жизнь исламских обществ (Афганистан, Ирак).

4. Общий подъем идей исламизма в мусульманском мире под исламистскими лозунгами, поиск собственной идентичности, неприятие превосходства бывших метрополий.

Так, с 1990х годов начался новый подъем международного терроризма под исламистскими лозунгами.