Всем добра! С вашего позволения продолжу анализ "Хоббита" с "Властелином Колец" не в пользу первого. Задолго до конкретных претензий как я осознала, что "Хоббит" в моих глазах проигрывает предшественнику? Очень просто - оказалось, что я могу шутить о событиях "Нежданного путешествия", сочинять "пирожки" по его мотивам и сколько угодно высмеивать поступки персонажей, в то время как насмешка над "Властелином Колец" - как книгой, так и фильмом - для меня всегда являлись табу. Это открытие стало для меня неким "маячком", и лишь потом я стала анализировать причину.
Между тем, снимая одну трилогию вслед за другой, Питер Джексон - сознательно или местами несознательно - постарался сблизить их. Я бы даже сказала, слегка взболтать. Как это проявилось?
Система персонажей. Она ведь явно перекликается с "Властелином Колец". Помимо многочисленных уже знакомых персон, мы получили молодого Бильбо вместо Фродо; Барда, сменившего Арагорна на посту героя; Тауриэль - в своём роде преемницу эльфийки Арвен; Азога с Больгом вместо Лурца; центрального злодея Смауга вместо Короля-ведьмака и даже подхалима Альфреда - нового Гриму. Трандуила можно считать вариантом Халдира, ну а место Гимли (и не подкопаешься) заняла целая рота гномов.
Самоцитирование. Сцену исцеления Кили в Дейле я расцениваю как реплику явления Арвен в "Братстве Кольца". Заклинание, зовущее обратно к свету, дева в сиянии... но, увы, невозможно повторить магию момента. Эта сцена, очень узнаваемая, могла произвести впечатление только раз.
А "чёрная" Галадриэль? Кажется, эффектную сцену её испытания решили повторить в "Хоббите", только под другим углом. Что вызывает у меня, кстати, немало вопросов. Чёрный облик она приняла под влиянием Кольца, выпустив и затем запечатав часть себя, которая могла бы привести мир к гибели. Но что проявляется в ней во время борьбы с Сауроном? Пресветлая Галадриэль борется с ним его же оружием?
Закольцовывание (случайный каламбур). Трилогию начинает и заканчивает постаревший Бильбо. И если в "Нежданном путешествии" это воспринимается позитивно как преддверие истории о его молодости, в финале мы уже наблюдаем его связь с Кольцом и, как ни печально, зависимость от Кольца, что мне категорически не нравится. Мартин Фримен прекрасно исполнил роль молодого Бильбо - отзывчивого и совестливого. И пусть я четырежды знаю, что Кольцо изменило Бильбо, я не хотела увидеть это здесь. Мощным броском нас отправляет во "Властелина Колец" и Трандуил, после Битвы Пяти Воинств советующий неприкаянному Леголасу отыскать Странника (скажите, как его зовут?)
Помимо ненужных отсылок, мне также несимпатичны:
Искажение образов. Помимо "чёрной" Галадриэли, мне несимпатична трактовка старого доброго Леголаса, который отпускает глупую и нетактичную шутку в адрес Глоина (с юмором в "Хоббите" вообще глухо. Шутки типа "гномы из туалета" и "Альфред в женском платье" недостойны этой Вселенной). Трандуила изобразили напыщенным гламурным мерзавцем, по сравнению с которым осанистый и надменный Халдир - сама приветливость. Радагаст вообще возвращает ёжика из мёртвых, я правильно понимаю? То есть сам балуется некромантией. Кстати, заклинание его действительно не звучало как светлое. И, наконец, Беорн. Вместо человека-медведя мы получили человека-дикобраза.
Дети. В продолжение темы. Я ничего не имею против детей, но... кто-нибудь понял, зачем в фильме присутствовали дети Барда Лучника? И к чему была сцена совместного с сыном убийства дракона? Увы, образ Барда претерпел в фильме сильные изменения. Я вовсе не хотела увидеть в нём заботливого отца. По книге это был мрачный и суровый человек, которого не все любили, но, тем не менее, именно он убил дракона. И это показывало неоднозначность персонажа - может, по-человечески и малосимпатичного, но ставшего героем.
Компьютерная графика. Она везде. Она повсюду. Она пропитывает Средиземье. Это видно на поле боя, где друг с другом сражаются безликие компьютерные массы. Это проявляется в суперспособностях Леголаса - теперь уже смехотворных, а не поражающих воображение. Нет, правда. Помните прекрасный кадр, когда при подъёме на Карадрас Братство проваливается в снег по пояс, а Леголас идёт, еле приминая снежный покров? И это было правдиво. А вот когда он непринуждённо взбегает вверх по падающим камням, мы отчётливо понимаем - даже в Средиземье такое невозможно.
Но самое печальное - компьютерные антагонисты Азог и Больг. Может, они и способны напугать детей, но взрослый понимает - они не настоящие. В отличие от живых, осязаемых, из плоти и крови урук-хаев, образы которых создавались актёрами прямо на съемочной площадке, и экранные чудовища напитывались их энергетикой. Дракон и фактура орлов, Король гоблинов, даже белый волк Азога - да. А Азог и Больг - увы, нет.
Вот какие получились у меня наблюдения по "Хоббиту". Возможно, есть и другие недочёты, о которых я упомянула, но - спасибо всем, кто прочёл. По-прежнему надеюсь, что было занимательно )
Почему экранизация "Хоббита" и рядом не стоит с "Властелином Колец". Часть 1