Найти тему
Записки не краеведа

На донецких барханах

На юго-востоке Европейской России раскинулось громадное песчаное море: песков, серопесчаных почв, барханных степей. Печальное преимущество в этом отношении выпало на долю Астраханской губернии, но и Донская область не обижена в этом отношении: в ней имеется до 700 тысяч десятин песка… Последний всё время находится в движении, и достаточно сухого и ветреного лета, чтобы громадные кучугуры песка выросли на месте вчерашних пашен, садов и огородов. Засыпанные песком тысячи десятин станиц Иловлинской и Кумылженской, исчезнувшие под песком хутора, Гундоровская станица, заносимый песком Донец, наконец станица Каменская, четыре раза менявшая свое местопребывание, вследствие засыпания песком – вот факты, не требующие комментариев.
И вот, после долгих ожиданий интеллигентных жителей Донской области, в частности, Донецкого округа, на последний обратили должное внимание. Но обратило, конечно, не военное министерство, в руках которого, в силу странного архаического пережитка, находится заведывание хозяйством края, а другие ведомства: путей сообщения, торговли и промышленности и лесной департамент, признавший, что укрепление песков в области является делом общегосударственного значения. Первым шагом в этом направлении было тщательное обследование песков. По данным генерального межевания в Донецком округе имелось 94 с половиной тысячи десятин песчаной площади, по хозяйственным съёмкам, произведённым лет 15-18 тому назад, количество песков возросло уже до 142 тысяч десятин и, наконец, по съёмкам войсковых инженеров 1907 года и по исследованию заведующего пескоукрепительными работами г. Ступа в округе имеется 160 тысяч десятин песчаных земель, в том числе 145 тысяч десятин казачьих и почти 14 тысяч десятин крестьянских земель. Песчаные пространства в крае распадаются на три колоссальных массива: первый – 14 тысяч десятин по левую сторону Донца, второй в северо-восточной части округа (юрты станиц Казанской, Мигулинской, Вёшенской, Еланской) свыше 97 тысяч десятин и третий массив по реке Калитве. Годовой прирост песков доходит до 1 000 десятин.
После долгих месяцев упорной борьбы между человеком и природой, которая началась в крае, выяснилось, что победителем выйдет первый. Громадные пространства песка были засажены лозой, шелюгой, были устроены плантации и питомники для выращивания различного посадочного материала из семян и черенков, устроены показательные участки… В настоящее время подведены итоги первым начинаниям и намечены будущие мероприятия по борьбе с песками. Лучшим показателем успешности борьбы с песками является увеличение кредитов сравнительно с прошлым годом. Так войсковой земельный совет отпускает на укрепление песков в 1914 году 243 000 рублей, лесной департамент вместо 55 000, отпущенных в 1913 году даёт 82 500 рублей. Областное правление и земский распорядительный комитет пока ещё не определили сумму своих ассигнований, но есть данные надеяться, что и здесь суммы будут увеличены.
Картина борьбы с песками в ближайшем будущем рисуется следующим образом. – В Донецком округе будут заложены три новых питомника (сейчас имеется три: Вёшенский, Калитвенский и Гундоровский): первый – в пределах Ефремово-Степановской волости, на земле помещика П. Ф. Ефремова на пространстве в 1 десятину, второй – в Луганской и третий – в Казанской станицах, тоже пространством в одну десятину каждый. В питомниках будут выращиваться различные хвойные и лиственные древесные породы из семян для облесения, закреплённых предварительно путём посадки шелюги, песков. В юрте станицы Каменской, на хуторе Диченском весной будет заложена на громадном пространстве в 60 десятин плантация шелюги, откуда черенки будут отпускаться для посадок. Но что отрадней всего так это самодеятельность, проявляемая в этом направлении самими станичными обществами. Исконное казачье недоверие к верхам, к чиновникам, мало-помалу в этой плоскости исчезает, а любовь к самостоятельности толкает на мероприятия на свой страх и риск. Так Калитвенское станичное общество испросило себе у земельного совета кредит в тысячу рублей и будет производить посадки на хуторах Поцелуев, Муравлёв и Кудинов на пространстве 30-35 десятин.
В 1914 году будет, наконец, в более широком масштабе приступлено и к облесению песков, в коих мероприятиях тоже участвуют станичные общества. В Вёшенской станице предположено засадить сосной 100 десятин уплотнённого песка, на что станица отпустила из своих средств 500 рублей, будут заняты сосновыми посадками и 10 десятин пространства в станице Казанской. Наконец, непокорные митякинцы, после долгих споров и упорных ″не желаю″, отпустили-таки 100 десятин станичных песков на 9 с половиной лет под шелюговые плантации.
Вот картина ″песчаных″ мероприятий, имеющих несомненное общегосударственное значение. Но в этой области, которую всецело взяло в свои руки центральное ведомство, даже здесь чрезвычайно тяжело идёт работа в виду отсутствия земства. Вместо компетентных и устроенных органов земского самоуправления приходится иметь дело непосредственно со станичным или хуторским сборами, приходится тысячу раз вдалбливать в голову одно и то же, приходится, наконец, предпринимать целые кампании против упорствующих станичников (как на хуторе Диченском и станице Митякинской), и если, несмотря на эти трудности дело всё же идёт вперёд, то только благодаря той энергии, которую приходится проявлять работникам этого дела, и которая могла бы быть использована гораздо продуктивней. Одни разъезды при полнейшем бездорожье Донецкого края могут убить какую угодно кипучую энергию, принуждённую, кроме того, бороться со своим прямым врагом – страшными зыбучими барханами.

Ипполит Войтов.
Газета ″Утро юга″ № 66 от 19 марта 1914 года.

Навигатор Из истории области войска Донского
Подборка "Пески и леса"